Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Звук и буква Н. Конспект занятия по обучению грамоте "Звуки и, буква Н" Конспект занятия по развитию речи буква н

Тема: Звуки Н – Нь Буква Н.

Коммуникация: Учить давать сравнительную характеристику звуков Н- Нь. Учить дифференцировать звуки. Учить подбирать слова, противоположные по смыслу. Работать над предложением. Познакомить с буквой. Развивать навык звукового анализа слогов и слов. Познакомить с правилом употребления большой буквы в именах. Развивать фонематический слух, память, мышление и внимание.

Социализация: Воспитывать у детей самостоятельность, умение работать в паре, доводить начатое дело до конца .

Здоровье: Развивать фиксацию взора, зрительное внимание, артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук.

Методы и приемы : указания, поощрения, объяснения, показ.

Оборудование: карточки с буквами, знаки – символы звуков, карточки синего и красных цветов, буква Н, проектор.

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Здоровье».

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними (дети здороваются)

2. Эмоциональный настрой.

Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей (улыбаются гостям). Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.

Посмотрите на меня, повторим с вами правило речи:

Каждый день всегда, везде

На занятиях, в игре

Верно, чётко говорим

Никуда мы не спешим

3.Сообщение темы и цели занятия:

Ребята отгадайте загадки:

Какой общий звук есть в этих словах? (Н – Нь)

Сегодня мы с вами на занятии будем говорить о звуках Н – Нь и познакомимся с буквой Н.

4. Работа над новой темой.

а) Акустико – артикуляционный образ звуков.

Произнесение звуков Н, Нь хором, индивидуально. Характеристика звуков:

Звук Н – согласный, звонкий, твердый

Звук Нь – согласный, звонкий, мягкий

б) Развитие фонематического слуха

Игра «Повтори»

На – ня, ны – ни, ну – ню, нам – ням, ныть – нить, нос – нёс, тонна – Тоня

в) Произношение чистоговорок.

На-на-на Но-но-но

На холме сосна. На дворе темно.

Ны-ны-ны Онь-онь-онь

На небе нет луны. Зажигай огонь.

У Наты и Нины сегодня именины.

Подарили именинницам носки, коньки и блинницу.

г) Связь звуков и букв

Буква Н, сказать всем можно,

Очень на кровать похожа.

Отыскивание буквы в разрезных азбуках.

5. Пальчиковая игра «Норка»

Кончиком большого пальца правой руки дети поочередно касаются указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (1, 2). То же самое проделать левой рукой.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

6. Закрепление:

а) Обведение по контуру и печатание буквы

Ребята, обведите по контуру букву и напечатайте ее. (Сначала проводим линию сверху вниз, затем оставляя немного места проводим вторую линию сверху вниз, после соединяем две палочки посередочке).

б) Составление из разрезной азбуки слогов и их чтение:

НА НО НИ НЫ НУ

в) Звуковой – анализ слова Нина.

Выкладывание звуковой схемы слова. Составление слова из ранее составленных слогов.

7. Гимнастика для глаз

Предьставтье,

мы пришли в волшебный лес. (Движения глаз по кругу).

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа береза в шубке стоит. (Движения глаз вправо-влево).

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся (Движения глаз по кругу и опускают)

8. Работа над предложением

Составьте из слов предложения по опорным словам:

Надя – песни Нина - сон Наташа - коньки

Никита – санки Марина – зонт Алена - сок

9. Физминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

10. Закрепление

а) Игра «Найди лишнюю букву» (по индивидуальным карточкам)

Дети находят лишнюю букву. Почему буква «Н» лишняя?

Ответы детей. Буква «Н» согласная, а остальные гласные.

б) Игра «Найди слова со звуком «Н»

Ребята придумайте слова со звуком «Н» или вспомните слова со звуками Н - Нь.

11. Итог занятия

С каким звуком и буквой мы знакомились? Звук «Н» какой? (согласный, он может быть твердым, мягким, звонким.) С какими гласными дружит буква «Н» (А, О, Ы, У, Э). А с какими буквами дружит «НЬ» (Я, Ё, Е, Ю, И).

Ребята, мне очень понравилось как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.


Цель - познакомить детей со звуком и буквой Н.

Задачи:

Образовательные: научить характеризовать звук Н по акустическим и артикуляционным признакам; учить выделять Н в слогах, словах; дать понятие «согласные»; продолжать учить определять первый и последний звук в слове.

Коррекционно - развивающие: развивать фонематические процессы; учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их; развивать общую, пальчиковую и артикуляционную моторику, развивать психические процессы.

Воспитательные: воспитывать дисциплинированность, умение слушать педагога и ответы других детей.

Оборудование: предметные картинки на Н (в начале слова - нос, насос, в конце слова - банан, батон, пион, пингвин, барабан, стакан, Карлсон, бидон, диван); красные и синие кружки, палочки Кюзнера.

1. Организационный момент:

Сядет тот, кто придумает слова на звуки А, У, И .

2. Игра «Третий лишний»

Я назову три слова, вы послушайте и скажите, какое слово лишнее, какое не подходит? Почему? (По мере ответов на доску выставляются картинки)

Огурец, помидор, лимон

Яблоко, батон , груша

Хлеб, молоко, бидон

Банан , тыква, дыня

Апельсин , капуста, картошка

3. Игра «Запомни - повтори»

Я буду произносить слова, а вы запомните их и повторите.

Лимон, батон, бидон

Лимон, бидон, батон

Апельсин, лимон, банан

Бидон, лимон батон

Бидон, лимон, батон

Батон, лимон, апельсин

4. Сообщение нового

Какой последний звук слышится во всех этих словах?

Артикуляционная характеристика звука

Когда мы произносим Н губы растянуты в улыбке, кончик языка стукает по бугоркам за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить изо рта.

Фонетическая характеристика звука

Если воздух не выходит свободно изо рта, а встречает на пути преграду - язык и зубы, значит это согласный звук. Обозначать его мы будем фишкой синего цвета.

Горлышко «дрожит», значит звук Н - звонкий.

5. Игра «Хлопай, не зевай»

(Логопед выставляет на доску картинки с изображениями банана, лимона и дивана.)

Хлопните в ладоши, тогда, когда я произнесу правильно

Баман - банан - банам - панам

Милон - лиман - лимон - нимол

Дивам - тиван - видан - диван

6. Физкультминутка

Развитие общей моторики

Опустел скворечник, Руками, как крыльями.

Улетели птицы,

Листьям на деревьях Приседают.

Тоже не сидится.

Целый день сегодня Встают по кругу и машут руками

Всё летят, летят…

Видно, тоже в Африку Бегут по кругу

Улететь хотят

Развитие мелкой моторики

Шла уточка бережком («идут» двумя пальчиками по столу)

Шла серая по крутому. (переваливаясь)

Вела детей за собою,

И малого, и большого, (загибают безымянный и большой палец)

И среднего, и меньшого, (загибают средний палец и мизинец)

И самого любимого. (загибают указательный палец.)

7. Закрепление звука в слогах

Звуковой анализ слогов АН, ИН.

Послушайте внимательно, какой слог я произнесу.

Сколько звуков я произнесла?

Какой звук первый?

Какой звук последний?

Игра «Живые слоги»

(Двое детей выходят к доске и становятся живыми слогами. Логопед определяет, кто из детей каким будет звуком, а дети выбирают соответствующее цветовое обозначение.)

Назовите получившийся слог.

Это слог АН.

Назовите, кто звук А?

А кто звук Н?

8. Закрепление звука в словах

(Выделение звука Н в словах лимон, диван, нос, насос, пион.)

Выделите звук Н в словах следующим образом.

Бидон. В слове бидон звук Н находится в конце слова. В слове «бидон» - два слога.

9. Дидактическая игра «Наоборот»

- Верхний, а наоборот как будет? - Нижний.

высушить-… намочить

веселый-… грустный

короткий-… длинный

налево-… направо

снять-… надеть

высоко-… низко

под-… над

10. Закрепление звука в предложении

Составление предложений по односюжетным картинкам. Например: «Пингвин_________рыбу» (ловит)

«Обезьяна________банан» (ест)

11. Упражнение «Составь предложение»

Кот, спать, окно, на, Васька.

Сидеть, на, диван, Наташа.

Дети, гора, с, кататься.

Нина, деревня, ехать, в.

Антон, линейка, на, класть, книга.

Ботинки, с, ноги, снимать.

12. Игра «Составь букву»

На букве Н я как на лесенке

Сижу и распеваю песенки.

Дети собирают букву Н из счетных палочек.

11. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.

Занятие по обучению грамоте

Цель: познакомить детей со звуками [Н] и [Н’], их особенностями и буквой Н

Задачи:

    Уточнить артикуляцию звуков [Н] и [Н’]

    Дифференциация звуков [Н] и [Н’] в словах

    Развивать фонематическое восприятие

    Развивать позиционный анализ

    развитие памяти, внимания, воображения

Оборудование: компьютер, презентация, картинки, счётные палочки

    Организационный момент.

«Ребята, давайте с вами встанем. Глубоко вдохнём и поднимем ручки вверх, выдохнем, опуская руки. А теперь хлопнем в ладоши, улыбнемся друг другу и сядем на свои места».

    Загадка

«Дети, отгадайте загадку

Три хорошеньких зверюшки

И построили избушки,

И от волка убегали,

Отгадайте, как их звали?

(Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)»

    Определи звуки

(Слайд1)«А сегодня к нам в гости пришли Наф-Наф и Ниф-Ниф. И им очень стало интересно, сможете ли вы определить, какой первый звук у каждого из Поросят в имени?

Какой первый звук у Наф-Нафа? [Н]

А какой первый звук у Ниф-Нифа? [Н’]»

    Артикуляция

«Поросята рады, что вы смогли правильно определить первые звуки их имен. А теперь они просят рассказать им, как их правильно произносить.

Давайте посмотрим друг на друга и будем произносить звук [Н].

Губки у нас сомкнуты или разомкнуты? (разомкнуты)

А язычок у нас с вами где? За нижними или за верхними зубами? (за верхними)

А теперь произнесите звук [Н’].

Губы у нас тоже разомкнуты?

А язычок за нижними или за верхними зубами? (за нижними)

Давайте приложим ладошку к горлышку и будем произносить [Н] и [Н’]. Что у нас с голосовыми связками происходит? (Вибрируют).

А теперь поднесем ладошку ко рту? Чувствуете ли вы воздушную струю или её проходу мешает кончик языка? (Кончик языка мешает)».

    Различие звуков [Н] и [Н’]

(Слайд2) «Наф-Наф и Ниф-Ниф благодарят вас за то, что вы рассказали им, как правильно произносить звуки [Н] и [Н’]. Но смотрите, они нашли схему и никак не могут в ней разобраться. Давайте поможем им?

Смотрите, звук [Н]. Поросята не понимают, почему мы обозначаем его синим кружочком? (Потому что он твёрдый)

И ещё почему рядом со звуком [Н] изображаем звоночек? (потому что он звонкий).

А рядом со звуком [Н’] почему нарисован зелёный кружок? (потому что он мягкий)

Почему рядом с [Н’] звоночек? (потому что он звонкий)»

    Раздели вещи

«Поросята говорят вам большое спасибо за то, что вы им помогли разобраться в этой сложной схеме и они теперь знают, чем отличается звук [Н] от звука [Н’].

(Слайд3) И они предлагают сыграть с ними в игру. На этой картинке много вещей. И мы их с вами будем делить. Те вещи, в названиях которых мы услышим [Н], будет отдавать Наф-Нафу. А те, в которых услышим [Н ’] – Ниф-Нифу».

    Найди звук

(Слайд4) «А теперь давайте с вами попробуем отыскать наши звуки [Н] и [Н’] в словах. Посмотрите, здесь изображены две схемы. Первая показывает, что звук находится в начале слова, а вторая, что звук в конце. Давайте называть предметы на картинках и определять, где же стоят звуки [Н] и [Н’]. В начале или в конце».

    Физ.минутка

Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть. (на второй повтор)

    Что пропало?

(Слайд5-10) «Я знаю, что на этой неделе вы очень много узнали нового про обувь. Давайте с вами посмотрим на картинки и вы мне назовете, что за обувь на них изображена.

Ниф-Ниф и Наф-Наф решили нас разыграть и проверить, внимательные ли мы с вами. Смотрите на картинки и запоминайте, какая обувь на них изображена.

Смотрите, поросята что-то стащили. Что пропало?»

    Буква Н

(Слайд11) «Ребята, есть звуки [Н] и [Н’]. Мы их говорим. А есть буква Н, которую мы пишем и читаем.

Посмотрите на неё. Она состоит из трёх палочек: двух вертикальных и одной горизонтальной.

А на что похожа буква Н? (лесенка, гамак)

Давайте составим её из счётных палочек».

    Дети, о каких звуках мы сегодня говорили?

А о какой букве?

Кто к нам в гости сегодня приходил?

А что вам сегодня больше всего понравилось на занятии?

Ребята, Наф-Наф и Ниф-Ниф благодарят вас за занятие и говорят, что вы большие молодцы!

Цель занятия: изучаем букву Н, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Н, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Н по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Маленькой Наташе купили игрушечную лошадку. Наташа села на лошадку и закричала:
- Но-но-но!

  1. Как закричала Наташа?
  2. НННО - какой тут первый звук?
  3. Кому купили лошадку?
  4. НАТАША - какой первый звук в этом слове?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Ножницы Небо Ноты Носорог

Какой первый звук в слове НОСОРОГ? - НОЖНИЦЫ?
В начале, в конце или в середине слова звук [н] в слове ЛИМОН? ОКНА? БАРАН? НОТЫ?

Когда мы произносим звук [н], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: ННН. Кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [н].

  1. Гласный или согласный звук [н]?
  2. Какие еще согласные звуки ты знаешь?
  3. Звонкий или глухой звук [н]?
  4. Какой еще звонкий согласный звук ты знаешь? ([м])

Задание: печатная буква Н для дошкольников

Рассмотри букву Н. Нашили букву Н в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова - взрослый дает образец написания в начале строки.
Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Шарады

Задачу ты решишь свободно:
Я - небольшая часть лица.
Но прочитай меня с конца -
Во мне увидишь что угодно.
(Нос - сон)

С буквой Я, мои друзья,
Ничего не значу я,
Я на С перемените -
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой М -
Я пальто у вас проем.
(Ноль - соль - моль)

Несет меня с трудом старик,
Но если Ю прибавить, вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.
(Ноша - юноша)

Сказка про букву Н

Буратиний нос
На Новый год все ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну, как будто он - Буратино.
Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

Надоело мне этот Буратиний нос делать,- бурчит Никита.
- Лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал - ничего не получается! Надулся Никита.

Наклею его лучше прямо на голову.

Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели.

Загадки для детей на букву Н

Между двух светил
Посередине один.
(Нос)

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
(Нос)

Пять ступенек - лесенка,
На ступеньках - песенка.
(Ноты)

На пяти проводах
Отдыхает стая птах.
(Ноты)

Голубая простыня весь свет покрывает.
(Небо)

На пальце одном
Ведерко вверх дном.
(Наперсток)

У кого днем один глаз,
А ночью - много?
(У неба)

Это что за потолок?
То он низок, то высок.
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват.
А порой такой красивый -
Кружевной и синий-синий.
(Небосвод)

Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут.
(Ноги)

Пословицы и поговорки на букву Н

В осеннее ненастье семь погод на дворе.
На чужой земле и весна не красна.
Не бросай друга в несчастье.
Невесело птичке в золотой клетке.
Одна пчела немного меду наносит.
Недочитанная книга - что не пройденный путь.
Не знать - не страшно, страшно - не узнать.
Несчастливые дни долго памятны бывают.
Не рой другому яму - сам упадешь.

Веселые стихи про букву Н для детей

Наперсток
Наши братья шили платье,
Был царем один из братьев.
Он корону надевал.
Но в труде не отставал.
(Г. Виеру)

Слова-близнецы
Норка вылезла из норки
И пошла к знакомой норке.
В норку норкину вошла,
Норку в норке не нашла.
Если в норке нету норки,
Может, норка возле норки?
Нет нигде,
Пропал и след.
Норка - здесь,
А НОРКИ - нет!
(А. Шибаев)

Разные носы
Нос не в свои дела суют,
Носами перед сном клюют,
Зато один веселый нос
Папаша Карло нам принес.
(Я. Аким)

Носорог
Кто носорогу дорогу уступит,
Тот, несомненно, разумно поступит.
Любо толкаться ему, толстокожему,
А каково бедняге прохожему?
Как хорошо, что такие невежи
Будут встречаться все реже и реже!
(Б. Заходер)

Нос сует свой Игорек
То в варенье,
То в медок.
Ой, боюсь я,
Как бы нос
К банке с медом
Не прирос.
(Ф. Бобылев)

Отведи нас к Вере.
- Где она?
- На сквере.
(Я. Козловский)

Нам ни к чему такие шутки!
Кто ночью срезал незабудки?
На грядке отпечатки ног.
Наверно это - носорог.
(Г. Сапгир)

Итоги урока:

  1. Произношение новых слов увеличивает словарный запас дошкольника, развивает речь и память.
  2. Упражнения по клеточкам развивают мелкую моторику рук.
  3. Загадки развивают в детях сообразительность, умение анализировать и доказывать. Педагоги применяют загадки при обучении детей для повышения заинтересованности во время выполнения сложных задач.
  4. Стихотворения влияют не только на развитие памяти. Доказано, что если ежедневно учить несколько строк, в мозге возникают новые нейронные связи, повышается общая способность к обучению.

Мустафаева Зоре Зубеировна
Конспект занятия по обучению грамоте на тему «Звуки [Н], [Н’]. Буква Н, н»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте

Тема : «Звуки Н , Нь и буква Н »

Программное содержание :

Закрепить навыки звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза звуков Н , Нь и буквы Н в дидактических играх

Развивать навыки фонематических представлений со звуками [Н-Нь] ;

Закрепить правильное произношение звуков [Н-Нь] в слогах , словах, фразах;

Закрепить понятия «согласный» , «твёрдый» , «мягкий» ;

Развивать навыки чтения прямых и обратных слогов;

Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;

Развивать слуховое внимание;

Развивать фонематическое внимание и восприятие;

Развивать умение слышать вопрос и отвечать на него;

Развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память;

Воспитывать навыки активности, сотрудничества, умения слушать педагога, друг друга.

Оборудование : проектор, экран, ноутбук, колокольчик, презентация для открытого занятия ««Звуки Н , Нь и буква Н » , картинки из сказки «Три поросенка» , мяч, шесть конвертов с наборами фишек красного, синего, зеленого цвета,буквы .

Ход занятия

1. Организационный момент :

(ребята с воспитателем заходят в зал)

Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. (Здравствуйте.) Дети стоят в кругу

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся (Ребята берутся за руки, сжимают руки)

Дети, посмотрите, у нас в группе появился новый ковер. Но это не обычный ковер, а ковер-самолет. Хотите отправиться на нем в путешествие?

Тогда располагайтесь по - удобнее, закрывайте глаза и мы начинаем наше путешествие.

Звучит музыка.

Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают дома, поля, леса и реки… И мы с вами прилетели в страну сказок. Открывайте глаза, вставайте.

Посмотрите, кто нас встречает. Вы узнали их?

Правильно, это три поросенка. Давайте поздороваемся

Молодцы, садитесь на стулья. А кто помнит, как зовут поросят?

Правильно, Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф. Какой первый звук в именах Наф-наф и Нуф-нуф?

Правильно, звук [н] . А какой он?

Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

А одинаково ли звучат первые звуки в именах Ниф-ниф и Наф-наф?

Нет, в одном имени звук [нь] , а в другом [н].

А звук [нь] какой ?

Согласный, мягкий, звонкий, обозначается зеленым цветом.

А какие еще бывают звуки ? (гласные)

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки ? (Красным)

Воспитатель : итак сегодня мы будем говорить о звуках Н и НЬ . И наши поросята пришли не с пустыми руками и хотят поиграть и с вами и с этими звуками . Хотите?

1. Дидактическая игра «Чистоговорки-добавлялки» :

Ребята, что это за звуки (на слайде картина зимнего леса? Откуда они? Из леса?

(картинки-отгадки появляются на слайде по клику по ходу ответов детей, ребёнок, первый назвавший ответ, повторяет чистоговорку)

На! На! На! Ночью светит нам … (луна) .

На! На! На! У гитары лопнула … (струна) .

На! На! На! Россия – любимая (страна) .

Но! Но! Но! Наверху у шляпы … (дно) .

Но! Но! Но! Распилили мы … (бревно) .

Но! Но! Но! На стене висит … (панно)

Но! Но! Но! Мяч попал опять в … (окно) .

Ну! Ну! Ну! Поднырнул ты под … (волну) .

Правильно! Молодцы! А теперь поросята хотят поиграть с вами с мячом. Поиграем? (Да.)

2. Слоговая разминка со звуками [Н] - [Нь] с мячом :

Ребята, встаньте за стульчиками. Слоговая разминка со звуками [Н] - [Нь] .

Ан-ань-ан

Он-онь-он

Ун-унь-ун

Ын-ынь-ын

Молодцы! Садитесь на свои места.

3. Дидактическая игра «Четвёртый лишний (с показом презентации) :

Поиграем в игру «Четвёртый лишний» . Ребята, назовите картинки. Найдите лишнюю картинку. Объясните, почему она лишняя?

Нитки, ночь, низкий, Никита

Сын, конь, пень, огонь

Батон, олень, океан, трон

Нос, ногти, носки, нитки

Коньки, санки, танки, конфеты

Книга, линейка, карандаш, земляника.

4. Дидактическая игра «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Н] » :

Н, п, б, н, м, м, н. ;

На, па, ан, он, мы, ну. ;

Наташа, Маша, молоко, нос, ноги, слон, дом, ванна, машина.

Какой звук слышится в словах : Нитки, небо, няня

А сейчас ребятки наши поросяты хотят немного отдохнуть. Давайте в месте с ними сделаем физминутку

5. Физминутка «Поросенок пятачок»

Поросенок пятачок отлежал себе бочок,

Встал на ножки, потянулся, (потянулись)

А потом присел, прогнулся, (имитируем движения)

И на ножках поскакал, и руками помахал (имитируем движения)

А потом опять прилег но уже на левый бок. (сложили ручки, положили под подбородок)

Молодцы, присаживаемся на свои места. Скажите пожалуйста, чем отличаются звуки от букв ? (Буквы мы видим и пишем , звуки слышим и произносим )

Из каких элементов состоит буква Н ?

Из двух длинных палочек и одной короткой.

Воспитатель : Ребята, а поросята пришли не одни, а с буквами . Давайте их подружим

6. Чтение слогослияний с буквой Н

Ребята, помните, буква Н в разных слогах читается по-разному : твёрдым звуком и мягким звуком .

Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в конце : (поочередное чтение)

АН, УН, ОН, ИН.

Ребята, прочитайте слоги с буквой Н в начале : (поочередное чтение)

НА, НУ, НО, НИ

7. Отгадывание загадки :

Ребята, что это за звуки ? Отгадайте загадку :

Они красивы, грациозны,

Стихия их – азарт погони,

Беря барьеры виртуозно,

Летят быстрее ветра … (Кони) .

8. Звуковой анализ слова «КОНИ»

Назовите первый звук в слове «К-они» . (Звук [К] ) .

Какой это звук : гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите фишку твёрдого звука [К] .

Назовите звук , следующий за звуком [к] в слове «к-О-ни» . (Звук [О] ) .

Какой это звук звука [О] .

Назовите звук , следующий за звуком [о] в слове «ко-Нь-и» . (Звук [Нь] ) .

Какой это звук : гласный или согласный; мягкий или твёрдый? Возьмите фишку мягкого звука [Нь] .

Назовите последний звук в слове «конИ» . (Звук [И] ) .

Какой это звук : гласный или согласный? Возьмите фишку гласного звука [И] .

Примечание : По просьбе логопеда дети по-очереди называют все звуки в слове , отхлопывают по слогам, повторяют правило : «Сколько в слове гласных, столько и слогов» .

Ребята, молодцы. А сейчас поиграем с мячом на ковре в нашу любимую игру

«Скажи наоборот»

Налево – направо

Высоко – низко

Высушить – намочить

Под – над

Вверху – внизу

Потерять – найти

10 Подведение итогов занятия :

Ну, вот ребята, нам пора возвращаться в группу. Ложитесь на наш волшебный ковер-самолет, закрывайте глазки. Ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу. Далеко внизу проплывают поля, леса и реки… Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей группе. Открывайте глаза, вставайте.

Ребята, вам понравилось путешествие?

Ребята, сегодня на занятии мы с вами повторили звуки Н , Нь и букву-Н .

Какие игры, задания каждому из вас большего всего запомнились, понравились? (ответы детей) .

А что вам понравилось больше всего? Что было труднее всего сделать?