Кикимора в славянской мифологии - где она обитает и чего боится? Где живет кикимора болотная

Кикиморой называют дух, который обитает в домах. Она считается женой . Есть еще Кикимора болотная. Название ее происходит от места жительства. Она живет на болоте и является женой . Болотная Кикимора похожа на свою домашнюю сестру. Отличается только цвет кожи и длина волос.

Живет Кикимора за печкой или в хлеву с животными. Там она может их тайно остричь. Она может поселиться с курами в курятнике и там их ощипывать. Кикимора может напугать ребенка, спутать пряжу у хозяев. Любит она проказничать ночью: стучит горшками в печи, кидается луком, может подкатиться под ноги человеку и уронить его. Но иногда, на Кикимору нападает блажь, и она начинает творить добрые дела. Она может укачать ребенка, подмести пол или вымыть посуду. Что-то из посуды она обязательно разобьет.

В Кикимору верили еще в далекой древности. Название происходит от имени известной богини Морены. Ее могли еще называть Марой или Морой. Потом к данному имени приложили корень «кик», который обозначает горбатость.

Выглядит Кикимора старой и некрасивой. Имеет худое тело и маленькую голову. Волосы всегда растрепаны, лицо безобразно, а вместо одежды лохмотья. В некоторых местах Кикимору представляли как молодую, красивую девушку с длинной косой и совершенно голую, а иногда, как простую крестьянку. Иногда, можно встретить Кикимору мужского рода. Но это крайне редко.

Кикимора обычно не появляется людям. Считалось, что тот, кто ее увидит – умрет. Она обозначает свое существование только звуками: стуки, плач ребенка, пляски и песни. Иногда, людям в доме начинают мерещиться разные животные: свинья, заяц, собака. Это тоже работа Кикиморы.

Считалось, что стать Кикиморой может ребенок, умерший от аборта или девочка, которая умерла до . Многие верили, что если число Кикимор и абортов совпадет, то они будут ждать свою мать, чтобы забрать душу ее в ад.

Кикиморой становились девочки, которые были рождены от огненного змея, украденные или поменянные нечистыми силами. Кикиморы часто появляются там, где совершались убийства, рядом с болотами, там, где существует скопление отрицательной энергии. Кикимору могли напустить колдуны или простые злоумышленные.

День рождения Кикиморы – 2 марта. Этот день считается днем богини Мары. В этот день прощались с зимой и встречали весну.

В этот день мыли дома всю посуду, выкидывали всю старую и разбитую. От дома до Колодца или перекрестка подметали дорожку и там выкидывали посуду, старую одежду.

Иногда, Кикимора могла так досадить хозяевам, что они переезжали в новый дом. Но чтобы так кардинально не менять свою жизнь, некоторые пытались ублажить Кикимору или совсем ее выгнать. Помогала при этом шерсть животного, которую нужно было всунуть под шесток вместе с ладаном. При этом читали специальный заговор.

Можно еще поискать дома маленькую куклу. Если такая найдется, то нужно сжечь ее на открытом огне, и тогда Кикимора уйдет.

Кикиморы хоть и вредят человеку, но считаются намного добрее домовых. Пытается она нагнать беспричинный страх на людей, выжить их из дому, но большинство над ней только смеется и злиться.

Кикимора - в славянской мифологии - злой дух. Восходит к женским божествам связанным с судьбой и прядением, которые с приходом христианства трансформировались в низших духов.

Образ кикиморы в поверьях – один из самых многоплановых и «неуловимых». Как и многие другие духи дома и крестьянского подворья, кикимора редко показывается людям. Оставаясь невидимой, она дает знать о себе шумом, различными проделками.
Кикимору обычно представляют существом небольшого роста – крохотной старушкой (Яросл.) или маленькой женщиной: «В каждой избе хозяйка есть – кикимора. Вышла из подполья, маленького роста, с причетами» (Волог.); кикимора так мала, что не появляется на улице из боязни быть унесенной ветром (Волог.),
Кикимора может иметь облик обычной женщины (Волог., Олон., В. Сиб.); нагой девушки с длинной косой (В. Сиб.); быть очень уродливой, неряшливой (Волог.). Соответственно она представляется и одетой в рвань, лохмотья, и в женскую крестьянскую одежду; и с распущенными волосами, и с бабьим повойником на голове: «Повадилась кикимора у мужика ездить по ночам на кобыле и бывало загоняет ее до того, что оставит в яслях всю в мыле. Изловчился хозяин устеречь ее рано утром на лошади.
Сидит небольшая бабенка, в шамшуре [головном уборе – волоснике], и ездит вокруг яслей. Я ее по голове-то плетью, соскочила и кричит во все горло: «Не ушиб, не ушиб, только шамшурку сшиб!»« (Волог.).
Кикимора может обитать в хлеву, во дворе, в курятнике, в кормовом сарае, на чердаке (Новг., Волог., Олон.), в пустых постройках (Сев., Перм., Том.), в бане (Костр.), в кабаке (Самар.). Чаще всего она появляется в доме (выходит из подполья); помещается за печью, на печи или в голбце.
В некоторых районах России были уверены, что кикиморы существуют только в Святки (Новг., Волог.) или «одну ночь против Рождества» (перед Рождеством) (Новг.); «кикимора – дух, имеющий вид девушки в белой рубахе... живет до Святок в гумнах, а после Святок уходит», видят ее редко (Сев.). На Вологодчине считали, что кикиморы во время Святок рожают: их дети называются шуликуны , они вылетают через трубу на улицу и живут там до Крещения (19 января).
Однако более распространено представление о постоянном пребывании кикиморы в доме. Обычно невидимая, она обнаруживает свое присутствие в основном ночью: поселившись в пустом доме, она бросает во входящих камнями из развороченной печи (Том.); в жилых избах кикимора растворяет двери и перебегает из комнаты в комнату; тревожит скотину (Перм.); топает, стучит, гремит посудой, бьет ее, кидается из подполья луковицами, проказит с печной вьюшкой, мешает спать детям, щиплет перья у кур (Яросл., Новг., Олон., Волог.). Кикимора мучит по ночам животных, стрижет на Святках овец (Новг.); гладит скот, ухаживает за ним, но, рассердившись, стрижет овец, выстригает шерсть у скота, волосы хозяев (Олон., Волог.). «Метящая» таким образом скот кикимора напоминает мокушу северных поверий, покровительствующую, по мнению ряда исследователей, овцеводству, прядению, «бабьему хозяйству».

В некоторых районах России кикимору представляют помогающей по хозяйству, но чаще всего ее проделки вредны; они не только доставляют мелкие неприятности, но могут буквально изгнать хозяев из дома: «В Сарапульском уезде Вятской губернии во вновь построенном доме оказалась «кикимора»: никого не видно, а человеческий голос стонет; как ни сядут за стол, сейчас же кто-то и скажет: «Убирайся-ка ты из-за стола-то!», а не послушают – начнет швырять с печи шубами или с полатей подушками; так и выжила кикимора хозяев из дому» [Зеленин, 1916].

Позднее кикиморами стали называть еще и некрещеных или проклятых во младенчестве матерями дочерей, которых уносят черти а колдуны сажают к кому-нибудь в дом. Кикимора путает пряжу и ворует маленьких детей. Кикиморы хотя и бывают невидимы, но с хозяевами репликами перебрасываются. Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Днем она сидит за печкой невидимкою, а ночью прядет иногда или проказничает. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его как овсяный столп; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками... Детей часто находили на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке. Кикимору можно вывести из избы.
Вот маленький заговор:
Ровно в полдень запрячь дровни, да не смотреть что дето. Дровни подвести к
сеням, расстелить на них шубу мехом вверх. Взять старую метлу и мести ею избу, на потолке, под крышей и приговаривать до 3-х раз: "Честен дом, святые углы! Отметайтеся вы от летающего, от плавающего, от ходящего, от ползущего, от всякого врага, во дни и в ночи, во всякий час, во всякое время, на бесконечные лета, от ныне и до века. Вон, окаянный!"
Трижды перебросить горсть земли через плечо у сеней к дровням, да трижды плюнуть; после этого свезти дровни, и шубу в лес.
Вот еще один способ избавиться от кикиморы. В доме надо найти куколку и сжечь ее на костре и тогда все проказы прекратятся и кикимора уйдет.

Запреты для людей прясть и ткать по большим праздникам указывают на сакральный смысл этих занятий, ибо в «поворотные», «переходные» моменты (полночь, Рождество, Святки) мир может быть правильно (или неправильно) «свит, сплетен, сшит или спряден, соткан».
Кикимора, в отличие от людей, иногда прядет только в Святки, в те двенадцать дней января, которые определяют ход всего будущего года. Очевидно, прядение кикиморы (когда она не вредит хозяйству) – это прядение «нитей судьбы» дома и его обитателей. Она персонифицирует судьбу, рок. Действиями кикиморы-судьбы, не только прядущей, объясняли и болезни скота и различные заболевания кур, а также несчастья, неполадки в доме и хозяйстве, причины которых непонятны.
Кикимора именуется иногда «женой домового», но она, скорее всего, вполне самостоятельный мифологический персонаж.
«Своенравная, как судьба», кикимора не столько помогает, сколько вредит. Так, например, хотя на Вологодчине камень с отверстием («куриный бог») и называли кикиморой одноглазым, подвешивали его в курятнике именно для охраны птиц от кикиморы.
Кикимора не только персонифицированная судьба. В ее облике прослеживаются и черты покойника, проклятого, отсуленного нечистой силе: «Кикиморы – суть женщины, унесенные в младенчестве чертями и посаженные на несколько лет колдунами кому-нибудь в дом», – отмечал в конце XVIII в. М. Д. Чулков [Чулков, 1786]. В середине XIX в. И. Сахаров писал, что кикимора – проклятая (или родившаяся от девушки и огненного змея) девушка; она быстро бегает, далеко видит, не стареет, все знает [Сахаров, 1849Х В.Даль также считал, что кикиморы – «девки-невидимки», но ими могут быть и умершие некрещеными дети [Даль, 1880]. Представления о кикиморе – неотпетом покойнике или проклятом человеке – прослеживаются в поверьях Вятской губернии, Поволжья.
По некоторым представлениям, кикимору могли напустить колдуны, а также насадить обиженные хозяином при расчете плотники, печники, подложив в каком-либо месте дома (в пазах между бревен, под печью и т.п.) «куклу-кикимору» или просто обрубок, щепку (но с наговорами).
«Дом был у одних тут, все девка в доме ходила. Все помогала. Оне уйдут, она чугунки просты возьмет и в печку затолкат. А то и молоть помогала <... > А ходила нага. И все делала. А спала раньше на полатях. И вот хозяйка пробудилась, рукой повела и ее учухала. А у ней, у девки, коса така длинна! Вреда-то не делает им, но опасно! И давай дом разбирать. И вот нашли куклу в матке... Дом перетащили, после этого ничего не стало» (В. Сиб.). В сходном сюжете кикиморы Акулька и Дунька, «насаженные» старичком странником, всячески вредят и в конце концов выгоняют хозяев из дома. Из-за «насаженной куклы-кикиморы» в избе «маячит» – чудятся то поросенок, то заяц, то собака и даже бык; раздается свист, плач ребенка; слышатся песни и танцы (В. Сиб.).
Кикимора, особенно смешиваемая с Марой (духом в доме, привидением), иногда предстает и своеобразным призраком, «ночным божеством сонных мечтаний» [Чулков, 1786].
Многозначность образа кикиморы отражена в самом ее имени, двусложном (кики-мора) и трактуемом различно. Первая его часть, возможно, возникла из звукоподражания, ставшего названием и птичьих криков, и самих птиц, а также причитания, плача: «кикать», «кикнуть» означает «кричать» (о птицах), «плакать, причитать» (о людях); «кикарика» – это и крик петуха, и сам петух; кроме того, «кика», «кики-болка» – «женский головной убор», в ряде губерний России напоминающий своей формой птицу.
Вторая часть названия – «мора», «мара» – может быть и наименованием самостоятельного мифологического персонажа (Мара – дух в доме, привидение, домовой) (см. МАРА).
Таким образом, в двусложном имени кикиморы отразились представления о ней как о существе, связанном с птицами (о курином боге? о куриной смерти?), и, возможно, о существе плачущем, причитающем перед бедой, а также о привидении, ночном кошмаре, персонифицированной судьбе, смерти.
Многозначность и некоторая расплывчатость представлений о кикиморе обнаруживается и в том, что кикиморой (шишиморой) может называться и лешачиха, лесовая русалка (Волог., Лен., Сиб.), и «водяная хозяйка» (Вятск.), и дух, сходный с полудницей, охраняющей поля с огромной сковородой (Волог,), и антропоморфная фигура, сжигаемая на масленицу (Яросл.), и лихорадка (Яросл.), и женщина-кликуша (Вятск.), и дух, вызывающий кликушество (Перм.),
Кикимора-судьба – существо достаточно непредсказуемое, поэтому в поверьях отмечено мало способов задобрить ее или вступить с нею в договорные отношения. Если кикимора начинала греметь посудой или бить ее, крынки перемывали водой, настоянной на папоротнике (считая, что кикимора после этого оставит посуду в покое). От проказ кикиморы помогали подвешенные в курятнике камень «куриный бог», горлышко разбитого кувшина, старый лапоть, кусочек кумача. Оберегая от кикиморы скот, в хлеву (под ясли) клали «свинобойную» палку. В доме, остерегаясь кикиморы, засовывали под печной шесток верблюжью шерсть с ладаном, не оставляли неблагословленными пряжу, веретена, прялки, коклюшки.
«Напущенную», «насаженную» кикимору-куклу отыскивали и изгоняли с помощью колдунов, стараясь задобрить «насадивших» ее мастеров.
Изгнать кикимору можно было и окропив дом святой водой, и с помощью заговоров. В некоторых губерниях России кикимору «для профилактики» выпроваживали из дома 17 марта, в день Герасима Грачевника. Изгнание кикиморы сопровождалось приговорами типа: «Ах, ты гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, не то задерут тебя калеными прутьями, сожгут огнем-полымем и черной смолой зальют» (Ю. Сиб.).
По поверьям ряда районов России, кикимора, как и домовой, боялась медведя и убегала от него: «В одной избе ходила кикимора по полу целые ночи и сильно стучала ногами. Но и того ей мало: стала греметь посудой, звонить чашками, бить горшки и плошки. Избу из-за этого бросили, и стояло то жилье впусте, пока не пришли сергачи с плясуном-медведем. Они поселились в этой пустой избе, и кикимора, сдуру, не зная, с кем связываться, набросилась на медведя. Медведь помял ее так, что она заревела и покинула избу. Тогда перебрались в нее и хозяева, потому там совсем перестало «манить» (пугать). Через месяц подошла к дому какая-то женщина и! спрашивает у ребят:
– Ушла ли от вас кошка?
– Кошка жива да котят принесла, – отвечали ребята.
Кикимора повернулась и пошла обратно и сказала на ходу: «Теперь совсем беда: зла была кошка, когда она одна жила, а с котятами до нее и не доступишься». [Максимов, 1903].

Упоминание о мифических существах встречается в легендах различных стран. Образ кикиморы состоит из одних противоречий - то она безобразная старуха, то вечно юная девушка. А живет она или на болотах, дружа с лягушками, одевая одежду из мха и заплетая волосы вперемешку с травами, или рядом с людьми, обустраивая себе закуток в укромных местах. Это дух, который бывает иногда добрым, но чаще любит пакостить.

Описание существа

Кикимора болотная - потустороннее создание, живущее с человеком в доме или в лесах с топями. Болотную считают сестрой домашней. Кикимора существует во всех легендах мира, но называют её по-разному. Она является женой лешего или домового в зависимости от места проживания. В людских домах создания живут осенью и зимой. Прячутся в уединённых местах:

  • под лавкой;
  • за каменкой;
  • под крышей;
  • в шкафу;
  • возле порога.

С наступлением тепла, если не понравилось жить возле людей или прогнали, возвращаются на болота и в леса. На своей территории насылает на человека морок. Нельзя следовать за голубыми светящимися огоньками - человек попадает в ловушку и уже не найдет выход из леса или болота.

Название походит от имени древней богини Морены. Часто её считают внучкой Моры. А корень «кик» означает горбатость, скрученность. В некоторых местах духа называют шишимора. Корень «шиш» указывает на темную сторону предназначения создания - по поверьям она считается нечистью.

Её обвиняют в похищении детей, вместо которых она оставляет бревно. Напасть может и на взрослого, энергетически слабого человека. Как выглядит кикимора болотная, сложно сказать: ее практически невозможно увидеть, но присутствие чувствуется - начинаются приступы неконтролируемого страха, панические атаки, кошмарные сны или галлюцинации, которые влияют на психическое здоровье человека. Наличие кикиморы в доме определяется по мокрым следам.

Они считаются предвестниками плохих событий - болезни кого-то из домашних, смерти, к беде. Предотвратить несчастье можно, если сразу положить рядом с существом подношение. Тогда она, наоборот, принесет счастье, удачу.

Нельзя однозначно сказать, кикимора болотная - злое или доброе создание, потому как добро относительно. Невидимость кикиморы может сыграть злую шутку с человеком, поэтому при первых признаках присутствия нечисти лучше использовать обереги.

Внешность

По некоторым данным, кикимора - это страшная старуха. Облик отталкивающий и мерзкий, волосы растрепанные, с запутанными в них ветвями. Тело худое, конечности длинные, на спине горб, из-за чего она кажется еще ниже. Голова маленькая, а лицо безобразно, с выпученными глазами. Кикимора лесная покрыта зеленой или серой шерстью, перьями или мхом. Одета в лохмотья или нелепый наряд. Из украшений использует бусы из черных камней и иные побрякушки.

Иногда кикимору представляли молодой, красивой длинноволосой девушкой. Одежда у неё белая, но может быть и красной. Бывает и совсем без одежды. Духи бестелесные, полупрозрачные, но воздействуют на физические предметы.

Как выглядит кикимора, никто не может точно сказать: единого варианта внешности шишиморы не существует. Все зависит от места проживания и ситуации, когда существо было замечено. Существует несколько вариантов, самые распространенные из них - это очень старая женщина, непоседливая девочка, существо с большой головой и маленьким телом или карлик. Очень редко встречаются кикиморы-мужчины.

Появление кикиморы

Существует несколько вариантов обращения шишиморой и в основном сведенные к неправильной смерти:

  • жертвы абортов;
  • недоношенные или убитые дети;
  • некрещёные.

Младенцы, проклятые родителями, и дети от огненного змея тоже становились настоящей нечистью. Кикиморы возникают там, где была насильственная смерть, избиения - в местах с концентрацией негативной энергии. Если дом находится на земле, где захоронен неотпетый человек, то существо возникнет со 100% вероятностью. Они могут появиться в жилье, если их чем-то обидели хозяева, используя куклу, игральную карту, ножик. Колдун может подослать кикимору, используя эти или иные магические приспособления. Такой лекан кладут на балку, меж брёвен, в щелях, под полом, т. е. в тайных местах. Насланная кикимора ничем не отличается от домашней или болотной и выглядит точно так.

Любая неестественная смерть может стать причиной превращения в кикимору болотную. Обращение касается детей. Намного реже марой становится уже взрослая девушка или парень. По поводу наведенной кикиморки можно сказать лишь то, что ею не может быть парень. Лекан должен быть окроплен кровью жертвы или обмотан её волосами.

Особенности

Кикиморы обожают заниматься рукоделием - прясть, вязать, вышивать. Она присаживается в углу и работает до утра, но делает это как попало - путает нитки и рвет пряжу. Если кикимора ночью коснулась оставленной работы, то ее будет сложно закончить. Прядет в обратную сторону, а значит придется переделывать.

С рассвета и до вечера отсиживается за печкой или прячется в уединенном закутке, а ночью предпочитает шкодничать. Кикимора домашняя стрижет домашних животных, разбивает утварь, мешает спать, буянит, щипает, душит хозяев дома, бросается под ноги и роняет вещи на пол. Иногда она полезная - когда того сама захочет.

Кикиморка болотная показывается перед людьми в облике различных животных - от котенка до свиньи. Хотя она и полупрозрачна, невидима в темноте, но общается фразами с хозяевами, издает звуки домашних животных или постукивает по стенам.

Кикиморы легкие и поэтому предпочитают без нужды не выходить из помещения - их запросто унесет ветер. Для них это способ передвижения. Неспокойные, всегда проворно двигаются и имеют отличное зрение. Настоящая кикимора болотная может и убрать в доме, и помыть утварь, и рукоделие закончить. Только все равно что-то испортит или разобьет.

Поскольку кикимора в основном - женский дух, то и её любимые занятия истинно женские. Только вреда от такой помощи больше, нежели пользы. Это очень шаловливый дух, но иногда переходит все границы и может нанести вред хозяевам. Иногда она желает поговорить и стучит по стенам и другим поверхностям, это происходит ночью, не нужно бояться.

Изгнание и защита

Чтобы изгнать мару, используют магические заклятия.

«Честем хором, освяченые углы. Отметайся ты от летящего, от плавающего, от ходящего, от ползущего, от всякого врага, в дни в ночи, во всякий час, во всякое время, на бесконечные лета, от ныне и до веков вон, окаянный!».

Перед заклинанием проводится некий обряд. На Грачовника, 17 марта, в доме убирают, зовут храмовника для окуривания и освящения здания. Против существа поможет упоминание Бога или грубые слова.

Ежели шишиморка подослана, то ищут в доме небольшую куклу или что угодно, издали похожее на куклу, и сжигают, а пепел выбрасывают за ворота. Если же не нашли, но уверены, что кикимора болотная подослана, то находят тех, кто навел и уговаривают забрать нечисть.

Защититься от кикиморы помогут и иные средства:

  1. Носить с собой чеснок, соль, серебро, полынь - существо их не любит и начнет сторониться дома.
  2. Не любит кикимора и можжевельник, поэтому ветками оплетают солонку - так она не будет использовать соль и уйдет.
  3. Зарыть серебряный предмет или сделать солевую дорожку возле входа в дом - из-за этого кикимора не переступит порог.
  4. Если промыть отваром из корня папоротника посуду, тогда нечисть не сможет ее разбить.
  5. Между половицами помещают шерсть животных, под детскую кроватку - свинобойную палку.
  6. Хороший оберег против мары болотной - «куриный бог» - булыжник с естественной дырой или горлышко разломанного жбана.

Лучшим способом защиты от нечисти является своевременная защита. Лучше всего приглашать священнослужителя домой раз в полгода. Если такой возможности нет, используйте все доступные средства: полынь, можжевельник, серебро и соль.

Вызов кикиморы

Вызвать шишимору может кто угодно. Это делается 2 марта - в день расставания с зимой и зазывания весны. Девушки водят хороводы, готовят блины и относят угощение в чащу и на болота для обитающей там лесной нечисти, в т. ч. и кикиморы. Дорогу от жилья к перепутью или колодцу подметают и кладут там старую одежду - подарок для существа.

Способа вызова кикиморы болотной как такового нет. Ее можно только позвать, а сама нечисть будет решать, согласиться или нет. Кикимора болотная обязательно придет, если ее заинтересовать и задобрить подношениями и хорошим отношением.

В современном мире кикимору путают с полтергейстами и прочими сверхъестественными проявлениями силы, но люди знают, кто шалит в домах. Ее родина - болото или «темный» дом. Не нужно неуважительно относиться к существам. Они старше и мудрее. Такое отношение может оскорбить их и навлечь беду на человека. Кикиморка болотная - очень обидчивая сущность и может принести неприятности по малейшему поводу.

Кикимора домовая – богиня сновидений и иллюзий, дивная чародейка ночей, хранительница тайн славянского рода, первая помощница Макоши – богини Судьбы….

У незримой высоты снова встретят на дороге.

Мокошь их опять зовет на заснеженной поляне,

Дева дивная встает, пусть заманит, не обманет.

Мы за ней идем туда, в сказку века золотого,

И последняя звезда освещает путь наш снова.

На болоте и в лесу, в каждом доме вместе с нами,

Тайну знания несут, нашими владеют снами.

О, Кикимора моя, будь со мною откровенна,

Где-то там, в огне сгоря, ты восстанешь непременно.

Птица сказочная снов, снова будешь где-то рядом,

Дев, зверюшек и котов, обижать нам всем не надо,

Кто бы знал, какая мощь, скрыта в них, какая сила.

И опять спешит помочь нам Кикимора красивая.

Если спят богини там, за неведомым болотом,

То шагает по следам, у нее всегда заботы.

Не забыты мы в глуши, там, где капищ нет в помине

Девы, ангелы, коты, нас с тобою не покинут.

Как хранители в тиши, нет, они нас не оставят.

И Кикиморы в глуши снова этим миром правят.

Девы, ангелы, коты, в мире, где заснули бог

У незримой высоты снова встретят на дороге. (Любовь Сушко)

Кикимора (шишимора, суседка, мара) — персонаж восточнославянской мифологии, один из видов злого духа - домового-женщины (жена домового). Кикимора в облике карлика или маленькой женщины, с маленькой как напёрсток головой и телом тонким, как соломинка. Несмотря на свое убожество, видит она далеко по поднебесью, скоро бегает по земле, пробирается в жилище и поселяется и живёт в доме за печью, занимается прядением и тканьём, а также проказит по ночам, например, рвёт или путает нитки и пряжу. Кикимора может вредить домашним животным, в частности курам, выщипывая у них все перья, бросает и бьёт посуду, мешает спать, шумит по ночам. Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно. Оберегом от неё служит «куриный бог» — камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача, которое вешали над насестом, чтобы кикимора не мучила кур, а также можжевельник, пояском из которого обвязывали солонки.

Можно все в избе перемыть настойкой горького корня папоротника: кикимора его очень любит и за угождение может всех оставить в покое.

Но самое лучшее и надежное - призвать на Герасима-грачевника (4/17 марта) знахаря, и особыми, потайными заговорами изгнать непрошеную гостью.

Весьма помогает комок верблюжьей шерсти с ладаном, подложенной под шесток с присловьем: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя каменными прутьями, сожгут огнем-полымем, зальют черной смолою!»

Боятся кикиморы медведей, и в прошлом часто сергачей (медвежьих поводырей) нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти.

Считается, что кикиморами становятся младенцы, умершие некрещеными. Крестьяне верят, что кикимору могут «напустить» при строительстве дома плотники или печники, желающие по какой-либо причине навредить хозяевам. Для этого мастера делали из щепок и тряпок фигурку «кикиморы» и закладывали её под матицу (главную балку) или в переднем углу дома. Сейчас считается, что кикимора - это жертва аборта женщины - сколько абортов сделала женщина, столько кикимор она и породила. В момент смерти женщины все её кикиморы приходят к ней, чтобы увлечь её душу в адские миры. Кикимора - проявление злого духа Мары (Кики-Мара). Мара — это общеиндоевропейское имя ночного демона, насылающего наваждения и страшные сны (отсюда "кош-мар"). В европейских легендах Мара садится на грудь спящего, вызывая удушье. Кикимора схожа с мокушей — злым духом, продолжающим образ славянской богини Мокоши.

Кикимора болотная (лесная)

Жена лешего (лешачиха, лопаста), которая живёт в лесу или болоте (кикимора болотная, кикимора лесная). Описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам.

Кикимора болотная - любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Маленькая женщина, путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину, где она и обитает.

Её иногда изображали и красавицей. Глаза — зеленее некуда. Причёска — не прикопаешься. Пышная грива изумрудных волос, с аккуратно вплетёнными цветами и ягодами. Лягушачья грация в движениях рук. Весёлый незлобивый характер. Она обожала играть, балуясь. передразнивала всех подряд соседей. С самого утра на болоте был слышен её заливистый смешок вперемешку с голосами птиц и лягушек. Подражала их голосам виртуозно, поэтому ее и путали постоянно с кем-то.

....Она выходит в этот час опять,

Когда русалки в полночь отдыхают,

Природу дивным танцем чаровать…