Всех птенцов выпавших из гнезда. Выпавший птенец из гнезда — спасать или нет. Где поселить птенца, выпавшего из гнезда

Это первый день малышки с нами. Мой брат нашел её на тротуаре во время пробежки. Она только что вылупилась, и кусочки скорлупы были всё еще на ней. Гнездо развалилось полностью, так что мы не смогли разместить его на соседних деревьях.

Несмотря на не особо привлекательную внешность, маленькие птенцы по-своему милы. Мы держали птичку в инкубаторе, контролируя температуру и влажность. Мы решили, что это девочка (хотя, признаюсь честно, я понятия не имел, как определить пол птенца), и назвали её Клёцка.

Маленькие птички много едят! Мы кормили Клёцку сверчками, червями, пойманными насекомыми и специальной недорогой эссенцией для птенцов. Мы давали ей пищу каждые 30 мин 14 часов в сутки. Только представьте, сколько насекомых нужно поймать родителям птенца в естественной среде чтобы прокормить своего отпрыска!

Здесь вы можете увидеть замечательное преобразование перьев на крыльях. А еще у нее появился забавный пушистый ирокезик на голове.

Клёцка научилась уверенно сидеть. Посмотри, как изменились её перья всего за 24 часа! А еще у нее начали открываться глазки!

Вот хороший снимок, где видно, как здорово развиваются её перья. Вы можете увидеть их в роговой оболочке. Когда крылья вырастут до нужных размеров, эта оболочка разрушится и даст им возможность расправиться.

За ночь вся оболочка обсыпалась, и вот она, наша птичка! Здесь ты также можешь увидеть согнутый палец на лапке, но не беспокойся, он ей никоем образом не мешал.

Мы перестали использовать инкубатор, так как птичка уже покрылась перьями и научилась регулировать свою температуру тела. Однако, менее смешной её это не сделало.

Мы подарили ей новую клетку. Она была счастлива, несмотря на выражение своей мордочки.

Мы подыскали для нее клетку побольше и поместили туда много разных веточек. Кто бы мог подумать, она летает и прыгает с ветки на ветку как настоящий профессионал!

Это одна из моих любимых фотографий Клёцки. Здесь видно, как преобразились ее перья. Мы решили, что она, скорее всего, принадлежит к виду Белоголовой зонотрихии или Обыкновенной воробьиной овсянки. Оба вида являются мигрирующими, и мы надеялись, что наша птичка сумеет приспособиться.

Она была в восторге, когда мы поместили в клетку несколько веток с листьями! Птицы ее вида любят почки деревьев, так что она немедленно принялась искать их.

Вот он - День свободы! Все условия были прекрасны для того, чтобы выпустить нашу маленькую Клёцку, так что мы решили, что этот день идеален для подобного события. Прощай, Клёцка! Мы открыли клетку, отошли назад, и птица мгновенно выпорхнула и села на ближайшую ветку. Она ни секунды не сомневалась и сразу же принялась исследовать окружающий мир. Скоро мы потеряли её из виду. Разумеется, природа не зря придумала естественный отбор, но иногда так приятно помочь беспомощному существу!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Анализ итоговой контрольной работы Герасимова Н.А. учитель русского языка и литературы

8. Определите слово, в котором пропущена непроверяемая безударная гласная корня. т.. оретик заг.. релый обозн.. чавший пор.. сль заст.. лали (постель) Ответ: Теоретик

Определите слово, в котором пропущена безударная гласная корня, проверяемая ударением. забл..ставший возр.. ст вин..грет ре.. листичный переб.. рёшь Ответ: реЕлистичный

10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. наве.. вший пол..вой выстра.. вать продл.. вать коч.. вавший 11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. отча.. вшийся неуправля.. мый завер.. нный завис.. мый (игла) кол.. тся обита.. шь

10.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. закле.. вший подраг.. вать наде.. лся рул..вой ненавязч..вый Ответ: _____ рулЕвой ______________________. 11.Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е. терп.. шь выскоч.. вший меч.. шься запа.. нная ненавид.. мый Ответ: мечЕшься

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Щенок, ещё (НЕ)НАУЧИВШИЙСЯ лаять, жалобно поскуливал. Иван был человеком (НЕ)ДАЛЁКИМ, но в высшей степени самоуверенным. Татьяна отреагировала на свежие новости (НЕ)РАДОСТНО, как рассчитывали мы, а с грустью и тоской. (НЕ)УСПЕВ как следует отдохнуть от одной работы, мастер тут же принялся за другую. Во время раскопок археологи обнаружили (НЕ)ЧТО иное, как склад для хранения продовольствия.

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО Мальчишка, (НЕ)ЗАМЕЧАЯ ничего вокруг, продолжал строить свои замки из песка. Люся отвечала на вопросы отца бессвязно, (НЕ)ВРАЗУМИТЕЛЬНО. Среди мрачных, ещё (НЕ)ОДЕТЫХ листвой деревьев этот кустик с зелёными листочками казался чудом. Птенец хоть и (НЕ)СОВСЕМ окреп, но уже пытался летать. Слушать заново ту же самую историю мне было вовсе (НЕ)ИНТЕРЕСНО, поэтому я пожелал всем доброй ночи и отправился в свою комнату.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. На следующий год полюбившаяся зрителям актриса планирует сниматься (В)ПРОДОЛЖЕНИИ сериала, а ТАК(ЖЕ) в новом фильме итальянского режиссера. (В)СИЛУ возраста бабушка привыкла не удивляться и поэтому всё, ЧТО(БЫ) ни случилось, толковала на свой лад. (В)ТЕЧЕНИЕ долгой зимы углём, который (ПО)ДВОЕ возили зимовщики на собаках, отапливались жилые помещения на берегу Таймырского озера. (В)СЛЕДСТВИЕ сильной засухи, которая случилась в июле, речонка обмелела, (ОТ)ТОГО пастбище перенесли к дальнему озеру. (С)ПРАВА от входной двери стоял большой ящик с КАКИМИ(ТО) инструментами.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ трёх часов Мишка с Борькой жарко спорили о том,(ЗА)ЧЕМ на телеграфных столбах нарисованы цифры и что они значат. Солнце на севере не светит, а БУД(ТО) (С)ЛЕГКА просвечивает через полупрозрачное толстое стекло. Трудно объяснить, (ОТ)КУДА берутся (КОЕ)КАКИЕ привычки. Левитан ТАК(ЖЕ), как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждал осени – самого дорогого и (МИМО)ЛЁТНОГО времени года. За столы, на которых стояли десятки приборов и ёмкости (НА)ПОДОБИЕ кувшинов, садились лишь (ПО)ДВОЕ.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН. Хозяева дома явно торопились покинуть жилище: повсюду были разброса(1)ы оставле (2) ые вещи, на полу лежал перевёрнутый стари(3) ый кова (4) ый сундук. Ответ: _23__________________________.

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН Дину встретил весе(1) ий апрельский день – с остатками снега по обочинам дороги, с залепле (2) ыми дорожной слякотью машинами, с синим, в рва(3) ых облаках небом: обычный петербургский апрельский ветре(4) ый день. Ответ: _____12______________________.

Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. 1) Я ушёл незаметно и по дороге думал о маленьком Саше и его матери. 2) Стало темнеть и скоро в доме появилась бабка Настя и заварила нам чай. 3) Река то и дело круто поворачивала то в одну сторону то в другую. 4) Митька был не столько испуган сколько обескуражен шокирован случившимся. 5) Мы передали в музей и дедушкины книги и бабушкины скатерти и наш фарфоровый сервиз.

1)Через открытое окно доносились то гудки паровозов то лай собак. 2) Миша не расслышал вопроса или не захотел на него отвечать. 3) Писатели и журналисты широко используют пословицы и поговорки в своих произведениях. 4) Кистью Айвазовского двигало неуёмное желание подарить миру новые поэмы о величественной борьбе человека со стихией и о неизведанной красоте лучезарного моря о родных просторах и о далёких побережьях. 5) Весна выдалась сухая тёплая и лишь изредка выпадали короткие дожди.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(- ые). Всех птенцов (1) выпавших из гнезда (2) мы поймали и (3) приставив лестницу (4) бережно посадили обратно в гнездо. Ответ 1234

Едва (1) поднявшееся над горизонтом (2) солнце (3) разрывая густую завесу туч (4) пронизывало морские волны золотым сиянием. Ответ: ____34_______________________.

Улов (1) на радость всем (2) был очень богат; временами (3) казалось (4) что крючок с наживкой едва успевал коснуться воды, а на нём уже переливалась очередная рыбка. Ответ: ___124_____________________

Я (1) признаться (2) всегда очень волнуюсь, когда выхожу на сцену (3)однако (4) стараюсь тщательно это скрывать. Ответ:123

Письмо (1) под влиянием (2) которого (3) я собрался ещё раз поехать в гости к Марусе (4) было длинное и беспорядочное. Ответ 14

Большой пароход (1) в ожидании (2) которого (3) ребятня с раннего утра толпилась на пристани (4) причалил к берегу под громкий свист и восторженные крики встречавших. Ответ 14

Как только все срочные дела были закончены (1) мы встретились с Наташей в маленьком ресторанчике (2) и (3) пока мы пили кофе (4) Наташа рассказала (5) как нам добраться до издательства. Ответ: _____12345__________________

Василий вошёл в многолюдный парк (1) и (2) хотя он понимал (3) что не всё в его жизни на сегодняшний идёт гладко (4) но сегодня ему хотелось улыбаться (5) и думать только о хорошем. Ответ: ___134________________________.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 1–2 представлено рассуждение. 2) Содержание предложения 3 противопоставлено по смыслу содержанию предложения 2. 3) В предложениях 9–10 представлено повествование. 4) В предложениях 12–13 представлено описание. 5) В предложениях 5–6 представлено рассуждение.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? 1) Предложение 3 противопоставлено по смыслу предложению 2. 2) В предложениях 5–6 представлено рассуждение. 3) В предложениях 9–11 представлено повествование. 4) В предложениях 12–13 представлено описание. 5) В предложениях 17–18 представлено повествование.


С наступлением теплых дней воздух наполняется пением птиц (узнайте, ). Так хочется больше времени проводить на воздухе. Не удивительно, что в парках, скверах и лесных массивах отдыхает много людей. Часто на отдыхе они находят выпавших птенцов из гнезда. Глядя на беззащитное создание, возникает желание помочь ему. Однако, своими неправильными действиями вы можете провалить операцию по спасению, и только навредить птице.

Сегодня мы расскажем вам о том, стоит ли спасать птенцов, выпавших из гнезда, как правильно им помогать, и как ухаживать за птицей, если вы всё-таки принесли её домой.

Почему птенец оказался на земле

Когда мы смотрим на не оперившегося толком птенчика в траве, мы думаем, что он выпал из гнезда, потерялся или его родители просто забыли о нём... Вокруг действительно может показаться нет никого. Птенец вопит, а вы пребываете в растерянности и, конечно же, ваши руки тянутся поднять его с земли и унести домой. Но, не спешите так поступать. В 95%!!! случаях этим вы только погубите птичку. Почему?

У многих птиц, особенно из отряда мелких воробьиных, птенчики покидают гнезда, когда они ещё не полностью оперятся. Они не могут летать, но без проблем лазят по веткам и могут перепархивать на небольшие расстояния. Как правило, вы видите таких вот полуоперившихся слетков. Птенцы такие довольно крупных размеров, активны, открывают рот и просят есть. И чем дольше вы находитесь рядом с ними, тем дольше их родители не могут подлететь к ним, чтобы покормить. Более того, родители могут испугаться столь пристального человеческого внимания и действительно в целях сохранения своей жизни, бросить слетка.

А некоторые виды птенцов и вовсе проводят время в гнездах в траве. И пока вы разглядываете свою до конца неоперившуюся находку, за вами внимательно наблюдают и . Они обязательно "навестят" птенца и убьют его, когда вы отойдёте. Так что, не стоит спасать первых попавшихся птенцов на земле, подолгу оставаться рядом с ними, привлекая к себе внимание других птиц.

Если вы нашли птенца, у него сухое оперение, он теплый на ощупь, активный, у него есть зачатки оперения – он не нуждается в вашей помощи.

В случае, если найденный вами птенец не подпадает под это описание, и вы уверены, что без вас он погибнет – ещё раз взвесьте то бремя ответственности, которое вы возлагаете на свои плечи, и спасайте малыша. Сразу хочется сказать, выходить найденного вами птенца и вырастить будет нелегко.

Первая помощь выпавшему из гнезда птенцу

Выпавшему птенцу из гнезда угрожает переохлаждение, голод и хищники. От всего этого вы должны будете его защитить. Возьмите аккуратно птенца на руки и постарайтесь не причинить ему боли – косточки у птенцов очень хрупкие. Лучше будет закутать его в платок или в шарф, чтобы он мог согреться. Теперь вам нужно будет найти ему корм и дом.

Если состояние птенца вызывает у вас опасение, у него кровь из ноздрей, не двигаются лапки или парализована одна часть тела – у птички контузия от удара о землю. В этом случае нужно будет посетить ветеринара, и чем быстрее, тем лучше, так как в таком состоянии птенец не так остро нуждается в пище, как в медикаментозном лечении и поддержке. Хороший специалист сможет помочь ему.

Если возможности обратиться к ветеринару нет – несите птичку домой и надейтесь, что она сумеет выкарабкаться.

Чем кормить птенца, выпавшего из гнезда

Многие люди ошибочно думают, что для того, чтобы накормить птенца, достаточно будет покрошить хлеб и птичка сама его склюёт. Если бы всё было так просто… На самом деле, маленькие птенцы не едят сухари, хлеб, кашу, семечки и крупы. Они нуждаются в белковой пище и мягких кормах. Исключение составляют голуби – они кормят своих птенцов птичьим молоком, полупереваренными зернами. Если вы нашли маленького голубя, вы может кормить его несоленой кашей, постепенно варя её всё меньше и меньше. Всех остальных птенцов найденышей нужно кормить мучными червями, тараканами, личинками, зоофобусом – он к счастью, продаётся в зоомагазинах, дождевыми червями, кузнечиками, бабочками, мухами, комарами… Чем разнообразнее будет рацион питания птицы – тем здоровее и крепче она вырастет.

Если птенец очень слаб, ему обязательно первые дни, вместо твердого корма, нужно давать воду с глюкозой, но не в коем случае не сахарный сироп.

Что нельзя давать птенцам-найденышам

  • Мертвых насекомых,
  • Колорадских жуков,
  • Божьих коровок,
  • Волосатых гусениц,
  • Клопов яркой окраски.

Как правильно кормить птенца найденыша

Что же, с тем, чем кормить птенцов разобрались. Теперь не менее сложный вопрос – как их кормить. Начнём с самого главного. Процессы метаболизма в организме птенцов протекают очень быстро, это значит, что они едва ли не моментально переваривают корм и опять хотят есть. Вы не поверите, но в Природе мама птица до 250-300 раз на день кормит птенца. Каждые 15-20 минут нужно что-то кидать в его клюв. Достаточно нескольких часов голода, как птенец ослабеет и может погибнуть. Вам придется стать такой заботливой мамой для него и кормить его через 15-20 минут, а когда он станет старше, немного увеличить интервалы между кормлениями до 30 минут. Ночью можно кормить птенца реже, но важно, чтобы последнее вечернее кормление было не раньше 22 часов, а первое – не позже 6 часов утра.

Кормить птенца нужно с пинцета.

Если вы кормите маленького птенца большими насекомыми, их можно разделить пинцетом на части и давать частями. Жесткие надкрылья лучше удалить, как и длинные лапки саранчи и кузнечиков.

Иногда птенцы отказываются кушать с пинцета добровольно. В этом случае придётся кормить их насильно. Корм толчется и им заполняется шприц без иглы. Чтобы смесь была удобной консистенции для кормления её можно немного разбавить водой. Птенец берется в руки, его клюв аккуратно раздвигается и правой рукой вы осторожно вводите ему в зев шприц и выдавливаете понемногу смеси. Важно не переусердствовать, так как если вы не рассчитаете силы и сломаете птенцу клюв, он погибнет. Для большего удобства можно на конец шприца надеть небольшую гибкую трубку.

Нужно ли давать птенцу воду

В Природе птицы не нуждаются дополнительно в воде, так как всю необходимую влагу берут из мягкого корма. Если вы обеспечили птенчику разнообразный и правильный рацион питания, дополнительно поить его не нужно. Но, если вы кормите его сухим кормом – мухами, тараканами или сверчками, дополнительно нужно будет давать воду из пипетки, не каждый раз, когда вы кормите птицу, а через 2-3 раза. Кстати,

если вы подобрали контуженого птенца, давать ему воду первые дни категорически запрещается.

Вариант 1.

Задание А.


На вышке топтался (1) поёживаясь от ночной прохлады (2) караульщик в армяке (3) наброшенном на плечи (4) поверх шинели. (И.Чесноков)
1) 1,3,4 2) 2,3 3) 1,2,3 4) 1,2,3,4
Впереди обыкновенно бежал (1) свесив набок (2) длинный розовый язык (3) белый пудель Арто (4) остриженный наподобие льва. (А.Куприн)
1) 1,2,4 2) 1,3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3
Отойдя от стоянки (1) версты на две (2) Устин поднялся по глинистому склону (3) на поросший лесом (4) угор. (И.Чесноков)
1) 2,3,4 2) 1,2 3) 2,3 4) 2
Издавна тюменские лесники (1) уходившие на медведя (2) оставляли дома (3) завязанную узлом (4) рубаху. (А.Ананьев)
1) 1,2 2) 1,3 3) 1,2,4 4) 1,2,3
Расселина (1) напоминавшая (2) глубокий кривой коридор (3) постепенно сужаясь (4) вела и вела их вверх. (В.Быков)
1) 1,2,3 2) 2,3 3) 1,3,4 4) 1,3

Задание В.
1. Выпишите номера предложений, которые осложнены обособленными определениями. Знаки препинания не расставлены.
1) Я ждал схватив рогатый сук минуту битвы…
2) И конь на дыбы подымался порой и прыгал как барс пораженный стрелой…
3) Лишь тучка кралася за ней объятья жадные раскрыв.
4) Из золотых ножон не вырвешь свой клинок покрытый ржавчиной презренья?..
2. Выпишите номера предложений, которые осложнены обособленными обстоятельствами. Знаки препинания не расставлены.

  1. Напрасно в бешенстве порой я рвал отчаянной рукой терновник спутанный плющом.
  2. И кудри виноградных лоз вились красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов…
  3. Кто видеть мог? Лишь темный лес да месяц плывший средь небес!
  4. Между тем я все скакал погоняя лошадь беспощадно.

Задание С.

Замените предложения с однородными членами на предложения с обособленными обстоятельствами.

1) Змея блестела гладкой чешуей и скользила меж камней.
2) Искры сверкали быстро в вышине и кружились.
3) Внизу Арагва и Кура обвили каймой из серебра подошвы свежих островов и бежали дружно и легко.

4) Порой она скользила меж камней и смеялась неловкости своей.

Контрольная работа по теме «Предложения с обособленными определениями и обстоятельствами». 8 класс

Вариант 2.

Задание А.
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Поднимаясь по трапу на верхнюю палубу (1) Лёша посторонился (2) давая дорогу (3) быстро сбегавшей сверху (4) смуглой черноволосой девушке. (Л.Князев)
1) 2,3 2) 1,2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,2
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Наш эшелон (1) собранный из товарных теплушек (2) проплутав около недели (3) по заснеженным пространствам России (4) наконец февральской вьюжной ночью нашел себе пристанище в серпуховском тупике. (Е.Носов)
1) 1,2 2) 1,2,4 3) 1,3,4 4) 1,2,3
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Томми вытянул морду (1) обрамленную коричневыми кудряшками (2) и (3) подался вперед (4)

дрожа всем телом (В.Свинцов)
1) 1,2 2) 1,2,3,4 3) 1,2,4 4) 3,4
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Три мужика (1) задрав головы (2) сидели на куче мешков (3) сваленных на палубе (4) и ждали распоряжений. (И.Чесноков)
1) 1,2,3,4 2) 2,3 3) 3,4 4) 1,3,4
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
На площадях плотники (1) посмеиваясь(2) пилят (3) пахнущие смолой и лесной сыростью (4) доски. (В.Гроссман)
1) 1,2,3 2) 2,3 3) 1,3,4 4) 1,2

Задание В.

1. Выпишите номера предложений, которые осложнены обособленными обстоятельствами.Знаки препинания не расставлены.
1) Тогда пустых не тратя слез в душе я клятву произнес…
2) Люблю дымок спаленной жнивы в степи ночующий обоз…
3) Сверкая быстро в вышине кружились искры…
4) Внизу глубоко подо мной поток усиленный грозой шумел.

2. Выпишите номера предложений, которые осложнены обособленными определениями. Знаки препинания не расставлены.

  1. И мы сплетясь как пара змей обнявшись крепче двух друзей упали разом…
  2. Сластолюбивый и лукавый он сердце девы молодой опутал сетью роковой.
  3. Гудя и прыгая потом он поглощаем был волной…
  4. О, как мне хочется смутить веселость их и дерзко бросить им в глаза железный стих облитый горечью и злостью!..

Задание С. Замените зависимую (придаточную) часть сложного предложения на предложения с обособленными определениями.

  1. Они венец терновый, который увит лаврами, надели на него.
  2. Люблю мечты моей создание с глазами, которые полны лазурного огня.
  3. С отрадой, которая многим незнакома, я вижу полное гумно.
  4. Камень, который сорвался из-под ног, покатился вниз.

С приходом теплых дней парки, леса и сады наполняет птичий гомон и песни, со временем сменяющиеся писком молодого поколения пернатых. Во время прогулок по парковым комплексам или работ на своем огороде люди довольно часто находят только-только оперившихся птенцов и, от всей души жалея крох, начинают продумывать мероприятия по их спасению.

Однако дело это не такое простое, как кажется (да и, как показывает практика, не всегда нужное). Для того чтобы не нанести больше непоправимого вреда, чем ощутимой пользы, давайте сперва разберемся, чем можно помочь пичуге, и в каких случаях стоит это делать.

Спасение птенца — не такое простое дело, как выглядит на первый взгляд

Нужно ли спасать выпавшего птенца?

Человек, обнаруживший птенчика, сразу думает, что малыш выпал, случайно потерялся или его оставили на произвол судьбы жестокие родители. Малыш, который громко кричит и явно не умеет летать, вызывает в нашем сердце массу сочувствия. Кажется, что если не оказать посильную помощь, он тут же станет легкой добычей для кошки или погибнет от голода и холода.

Но в большинстве случаев птенцам совершенно не нужно помогать! Во-первых, многие птицы (прежде всего — представители отряда воробьиных) устроены так, что оставляют гнездо, как только у них появились первые перышки. Летать они еще не научились, но осваивают окружающий мир довольно ловко – слетки вполне уверенно порхают с ветки на ветку и отлично лазают по кустам.

Именно такие птенчики часто воспринимаются людьми в качестве «потеряшек». Узнать их несложно – птенцы имеют зачаточное оперение, по размеру немного уступают взрослому воробью, активны, постоянно открывают ротики в надежде, что туда попадет какая-то еда. Если вам встретился такой малыш, можете не переживать – его никто не бросил на волю судеб.

Скорей всего, взрослые птицы просто отправились на поиски пропитания для своего проглота. Ну а не видите вы их потому, что птицы будут выжидать, пока опасность (а именно так они воспринимают человека) не исчезнет из поля зрения. Лучше поскорее уходите подальше от птенца, чтобы обеспокоенные родители на самом деле не бросили его из-за сильного стресса.

Не переживайте, если нашли активного птенца с зачатками оперения

Во-вторых, даже если птенчик выглядит совсем маленьким и неоперившимся, не спешите с выводами. У славок, пеночек, жаворонков, трясогузок и некоторых других небольших птиц принято гнездиться на земле, поэтому птенчики, как только подрастут, начинают прогуливаться в травке в ожидании родителей. Человек, который долго находится рядом с малышом, только привлекает опасность.

Хитрые представители семейства врановых умеют отслеживать поведение людей. Любопытство отправит их проверить, что привлекло ваше внимание, а это может плохо окончиться для птенцов. Вывод довольно прост: не нужно спасать каждого увиденного птенчика! Сухие, теплые, активные малыши с хорошим оперением совершенно не нуждаются в заботе со стороны человека.

Другое дело, если малыш явно ослабел или видно, что высоко на дереве находится гнездо с другими птенцами. Малыш вполне мог выпасть из дома, куда он не сможет попасть самостоятельным образом. Что ж, если вы не можете поместить его на место, попытайтесь спасти малютку. Правда, сразу нужно предупредить, что сил и времени это отнимет немало.

Первые действия при спасении птенцов

Начальный порядок действий включает такие шаги:

  • С особым вниманием проведите осмотр места, в котором обнаружили потерявшегося птенца, и постарайтесь рассмотреть гнездо. Тогда специалисты смогут подсказать вид пичуги, чтобы определить, чем кормить малыша.
  • Возьмите птенчика в руки, не сжимая хрупкое тельце, и отправляйтесь домой.
  • Посмотрите, нет ли у малыша повреждений. Если заметно, что у него сломано крыло или лапка, дальнейший путь лежит в ветклинику. Конечно, желательно найти специалиста по пернатым, но, к сожалению, такие специализированные клиники есть не во всех городах. В случае, если пичуга выглядит нормально, создайте для неё правильные условия содержания, а природа-матушка сделает свое дело.
  • В самые короткие сроки обеспечьте малыша едой. Этот шаг является даже более важным, чем домик.

Если у птенца есть повреждения — срочно отнесите его в ветклинику

Как определить, что птенец ранен?

Ударившись о землю, птенец может получить серьезную контузию. Для её определения внимательно осмотрите клюв на предмет кровотечения. У контуженых птиц часто наблюдается паралич лапок или одной половины тела, закрыт один глазик или наблюдается неравномерное расширение зрачков. Переломы лапок и крыльев определяются визуально по неестественному углу сгибания.

Что едят птенцы?

Большинство людей думает, что хлебные крошки являются лучше пищей для птиц. Однако это является широко распространенным заблуждением. Птицы — даже те, которые едят зерно, — в раннем возрасте не употребляют в пищу сухой корм в виде крошек, зерен, семечек или крупы.

Молодому организму для правильного формирования нужна исключительно белковая пища, поэтому родители приносят малышам насекомых, личинок и другие мягкие корма. Исключением из данного правила являются голуби, выкармливающие птенцов так называемым птичьим молоком, выделяющимся из зоба.

По мере роста птенцов их начинают кормить полупереваренным зерном. Если вам попался маленький голубь, его можно подкармливать несолеными кашами, сначала разваренными до состояния мягкой массы, а затем едой более твердой консистенции. Остальные малыши нуждаются в мучных червях, сверчках, личинках чернотелок, которых можно приобрести в крупных зоомагазинах.

Маленьких голубей можно подкармливать несолеными кашами

Можно собирать гусениц (не волосатых), дождевых червяков и иногда давать мелко накрошенные вареные яйца. Для обеспечения разнообразного рациона птенцы нуждаются в комарах, жуках, мухах и мотыльках. Самым слабым малышам в первые 2-3 часа нужно давать водичку с небольшим добавлением глюкозы (именно глюкозы, а не разведенного с водой сахара!)

Что нельзя давать птенцам?

Разберемся, какие корма являются вредными для слеток. Орнитологи настоятельно советуют придерживаться несколькх рекомендаций.

  • Ни в коем случае не давайте малышам мертвых насекомых, которых вы обнаружили в парке или в саду! Законы природы таковы, что мало кто из них доживает до естественной смерти. Обычно на каждого жучка или мотылька находится свой птичий роток. Если насекомое мертво, в 99% случаев это значит, что оно погибло от действия инсектицидных растворов, которыми фермеры и огородники обрабатывают посадки. Птенцы не выдержат ядовитой пищи и могут заболеть или погибнуть.
  • Не собирайте птенцам колорадских жуков. Эти насекомые ядовиты на любой стадии развития – от яиц до взрослых особей. Поэтому в естественных условиях птицы обходят такую пищу стороной.
  • Не кормите слеток божьими коровками, которые выделяют желтую токсичную жидкость. Наблюдения показывают, что птицы, поймав коровку, тут же выплевывают жучка. Голодный птенец, которого вы выкармливаете дома, может съесть подношение, но обязательно отравится.
  • Не стоит давать птичке волосатых гусениц, так как они могут быть токсичными. Кроме того, длинные ворсинки забивают нежный зоб малыша;
  • Опасны для птенцов яркие клопы. Птицы иногда едят этих насекомых, выбирая невзрачно окрашенных особей, однако яркие полосы или пятна сигнализируют о ядовитости. Лучше перестраховаться и обходить клопов стороной при выкармливании птенцов.

Нельзя кормить птенцов божьими коровками — они могут отравиться

Когда и как правильно давать еду?

Первое правило гласит, что птицы обладают очень высоким уровнем обмена веществ. Именно поэтому пичуги вынуждены добывать еду с рассвета и до заката, практически не делая никаких перерывов на отдых. Людям часто кажется, что птенцы – это какие-то проглоты с неуемным аппетитом, однако дело в том, что у малышей просто невероятно быстрый метаболизм.

Кажется, что птенчик не успел проглотить еду, как требует новую порцию. Быстрое переваривание пищи приводит к тому, что родители пичужек кормят их от 100 до 500 раз в день в зависимости от вида и возраста птицы. Переучить малыша не получится. Всего 3-4 часа без корма приведут к ослабеванию организма, а большее время без еды вполне может закончиться гибелью.

Птенцам нужна постоянная забота, так что первоначально придется давать корм своему питомцу каждые 10-15 минут. Через неделю можно увеличить промежуток до 20 минут, а через две – до получаса. Ночью птенцы спят, поэтому можно сделать перерыв в кормлении, но в шесть утра ненасытный ротик уже будет требовать пищи. И так до захода солнышка.

Кормить пичугу нужно при помощи пинцета, ограничивая тактильный контакт. Слишком частые касания будут для птички стрессом. Кроме того, это негативно сказывается на состоянии пуха и растущего перьевого покрова. Самым маленьким птенчикам не стоит давать целых насекомых – разделите их на куски и давайте кусочками мягкие части (без крыльев и жестких ножек).

Кормить птенца нужно при помощи пинцета, не используя пальцы

Часто птенец отказывается есть из-за стресса и слабости. Вам придется истолочь корм, разбавить его каплей воды и давать еду при помощи шприца. Малыша берут левой рукой, пальцами открывают клювик и постепенно водят кашицу (не более 1 кубика за кормление). Неоформившийся клювик легко сломать! Чтобы было проще давать пищу, оденьте на кончик шприца кусочек гибкой трубочки.

Нужно ли поить птенцов?

В естественных условиях птенцы из отряда воробьиных практически не пьют, так как получают необходимую влагу с кормами. Если вы обеспечиваете малыша влажными кормами в виде червей или гусеничек, птичку можно не поить. Когда корм в основном состоит из тараканов или сверчков, он считается сухим, поэтому птенца нужно поить из пипетки несколько раз в день. Исключение — контуженые птички. Врач предупредит вас, что поить такого малыша нельзя.

Как обустроить птенца?

Птенцу нужен свой уголок, в котором он будет чувствовать себя в безопасности. Возьмите миску с высокими бортиками или высокую коробку (не менее 10-12 см высотой). Положите в будущее гнездо опилки, чистый сухой песок, солому, лоскутки, а посередине немного придавите массу, сделав уютное углубление. В ямку подстелите пару салфеток, чтобы обеспечить пичуге туалет.

В естественных условиях гнездо от помета чистят родители, вам же придется заниматься сменой салфеток после того как вы покормили птенца. Свежую траву использовать не надо – от сырости малыш может переохладиться. В числе опасных материалов для гнезда можно упомянуть куски ваты и ткани, у которых слишком редко переплетены нитки.

Лапки малыша могут запутаться, а жесткая нить поранит ему пальцы. Зато очень удобны небольшие термоковрики, которые можно приобрести в зоосупермаркетах. Они с успехом имитируют материнское тепло. Емкость с гнездом нужно поместить в аквариум или клетку, сверху прикрытый марлевкой, чтобы уберечь его от детей, кошек и собак, если они у вас есть.

Птенца можно поместить в коробку, застеленную мягкой тканью

Поместите домик птенца не слишком высоко. Как только он окрепнет, любопытство подвигнет пичугу отправиться на исследования. Если она упадет со шкафа, это плохо кончится — внизу будет не мох и трава, а твердая поверхность пола. Не ставьте клетку на солнце и проверьте выбранное место на наличие сквозняков – солнечный удар и простуда таят смертельную опасность для малышей.

Что делать с окрепшей птичкой?

Маленькие птички растут просто на глазах, так что не успеете вы оглянуться, как за две недели малыш окрепнет и будет любопытно исследовать окружающий мир. Не забывайте, что птенца нужно постепенно приучать к взрослой еде. Зерноядным пичугам нужно давать каши без соли, просо, рис и другие смеси. Насекомоядные птенцы продолжают кормиться насекомыми.

И помните: какие бы усилия вы не приложили, выкормленный в неволе птенчик будет слабее диких птиц. Особенно это касается птенцов, питающихся насекомыми – вы никак не научите их охотиться на жучков или бабочек, скрываться от кошек и меньше доверять людям. Лучше оставить птенца в привычных условиях – птичка вскоре привыкнет к вам и доставит много приятных минут.

Отметим также, что вышеизложенные советы касаются птенцов отряда воробьиных и маленьких голубей. Птенчиков боле крупных видов лучше отдать на попечение профессионалов и отвезти в ближайший зоопарк.