Еще один ненужный день. «Вечер» Н. Гумилев. Тема, основная мысль и композиция

«Вечер» Николай Гумилёв

Еще один ненужный день,
Великолепный и ненужный!
Приди, ласкающая тень,
И душу смутную одень
Своею ризою жемчужной.

И ты пришла… Ты гонишь прочь
Зловещих птиц - мои печали.
О, повелительница ночь,
Никто не в силах превозмочь
Победный шаг твоих сандалий!

От звезд слетает тишина,
Блестит луна - твое запястье,
И мне опять во сне дана
Обетованная страна -
Давно оплаканное счастье.

Анализ стихотворения Гумилева «Вечер»

В 1910 году Гумилев выпустил сборник «Жемчуга», включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу «Романтические цветы». Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных отзывов от , Брюсова, Иванова. Правда, несмотря на положительные оценки, они посчитали «Жемчуга» ученической книгой.

Стихотворение «Вечер», датированное 1908 годом, входит во второй раздел сборника, названный «Жемчуг серый». Вечер здесь выступает не только в роли времени суток, но и как метафора смутного состояния души лирического героя. Ключевым мотивом произведения становится стремление человека к счастью, которое в настоящем доступно только во сне. Отсюда возникает характеристика дня как великолепного, но ненужного. Для лирического героя ночь предпочтительнее. Она способна прогнать печали, подарить истинное счастье, одеть душу «ризою жемчужной». Риза — верхнее облачение священнослужителя — упоминается неслучайно. В творчестве Гумилева одежда — неотъемлемая часть портрета. Причем чаще всего речь идет не о повседневных вещах, а о исторических, экзотических или просто редко встречающихся в обычной жизни. Облачая ночь в ризу, Николай Степанович делает ее священной, фактически превращает в объект религиозного поклонения. Кроме того, она названа повелительницей, победный шаг сандалий которой «никто не в силах превозмочь».

Есть версия, что пессимистичный тон стихотворения — результат непростых отношений между Гумилевым и Ахматовой. На момент написания произведения Анна Андреевна уже несколько раз отказывалась выйти замуж за Николая Степановича. Разочарованный в жизни и любви поэт даже решился на самоубийство. Одна из попыток вышла весьма комичной. Гумилев отправился во французский курортный город Турвиль с целью утопиться. Помешали планам русского гения местные жители, вовремя вызвавшие полицейских. Дело в том, что бдительные французы приняли поэта за бродягу. Неприступная красавица Ахматова окончательно сдалась на милость Гумилеву только в 1910 году. 25 апреля состоялась скромная церемония бракосочетания. На нее не стали приезжать родственники поэта, так как не верили в его женитьбу. Ахматова и Гумилев прожили вместе восемь лет, значительную часть из которых Николай Степанович провел в разъездах. Развелись они в 1918 году, сумев сохранить хорошие отношения.

2 819 0

В 1910 году выпустил сборник «Жемчуга», включив в него в качестве составной части свою предыдущую книгу «Романтические цветы». Многие коллеги-поэты высоко оценили творчество Николая Степановича. Молодой стихотворец удостоился лестных отзывов от , Иванова. Правда, несмотря на положительные оценки, они посчитали «Жемчуга» ученической книгой.

Стихотворение , датированное 1908 годом, входит во второй раздел сборника, названный «Жемчуг серый». Вечер здесь выступает не только в роли времени суток, но и как метафора смутного состояния души лирического героя. Ключевым мотивом произведения становится стремление человека к счастью, которое в настоящем доступно только во сне. Отсюда возникает характеристика дня как великолепного, но ненужного. Для лирического героя ночь предпочтительнее. Она способна прогнать печали, подарить истинное счастье, одеть душу «ризою жемчужной» . Риза - верхнее облачение священнослужителя - упоминается неслучайно. В творчестве Гумилева одежда - неотъемлемая часть портрета. Причем чаще всего речь идет не о повседневных вещах, а о исторических, экзотических или просто редко встречающихся в обычной жизни. Облачая ночь в ризу, Николай Степанович делает ее священной, фактически превращает в объект религиозного поклонения. Кроме того, она названа повелительницей, победный шаг сандалий которой «никто не в силах превозмочь» .

Есть версия, что пессимистичный тон стихотворения - результат непростых отношений между Гумилевым и Ахматовой. На момент написания произведения Анна Андреевна уже несколько раз отказывалась выйти замуж за Николая Степановича. Разочарованный в жизни и любви поэт даже решился на самоубийство. Одна из попыток вышла весьма комичной. Гумилев отправился во французский курортный город Турвиль с целью утопиться. Помешали планам русского гения местные жители, вовремя вызвавшие полицейских. Дело в том, что бдительные французы приняли поэта за бродягу. Неприступная красавица Ахматова окончательно сдалась на милость Гумилеву только в 1910 году. 25 апреля состоялась скромная церемония бракосочетания. На нее не стали приезжать родственники поэта, так как не верили в его женитьбу. Ахматова и Гумилев прожили вместе восемь лет, значительную часть из которых Николай Степанович провел в разъездах. Развелись они в 1918 году, сумев сохранить хорошие отношения.

Николай Гумилев считается одним из наиболее ярких представителей российского поэтического сообщества, относимого к так называемому серебряному веку.

В начале прошлого столетия им был выпущен сборник "Жемчуга", заслуживший высочайшие оценки и лестные отзывы от таких маститых собратьев по творческому цеху, как Анненский, Брюсов, Иванов. Анализ стихотворения "Вечер" Гумилева позволит более полно понять те приемы, которые вызвали такое восхищение.

Сборник "Жемчуга"

Жемчуг Гумилев считал одним из самых любимых своих камней, поэтому совсем неудивительно, что названия разделов нового поэтического сборника он словно нанизал на шелковую нить, собирая драгоценное ожерелье - "Жемчуг розовый, "Жемчуг серый"... Именно в "Жемчуг серый" и попало у Гумилева стихотворение "Вечер", написанное им в 1908 году.

Литературный анализ стихотворения Николая Гумилева "Вечер"

В стихотворении поэт в качестве ключевых фигур выводит к нам "ненужный день" и "повелительницу" - ночь. Вечера как такового вроде бы и не видно, а есть смятение души, некое предночное томление, ожидание. Описание вечера достаточно метафорично, оно передает как раз смутные терзания некоего лирического героя, неразрывными узами связанного именно с ночью, стремящегося всеми силами сердца именно к ней. А предчувствие зыбкого счастья, которое должна подарить ночь, напоминает о том, что оно возможно только во сне. Отсюда и горькая характеристика дня - "великолепный и ненужный". Особо хочется обратить внимание на желание поэта облачить душу «ризою жемчужной». Надо учесть, что одежда, особенно необычная, пышная или ритуальная, всегда играет особенную роль, достаточно вспомнить иные стихотворения Гумилева.

Анализ "Вечера" подтверждает данное наблюдение: риза по своему назначению - одежда ритуальная, используемая исключительно священнослужителями или ангелами и архангелами. Надев на таинственную ночь (образ женского рода!) ризу, Гумилев фактически поднимает ее на пьедестал, делает ее объектом некоего поклонения и дает своеобразную отсылку к богам и героям Древней Греции или Древнего Рима, прямо указывая на "победный шаг сандалий", которому нельзя не подчиниться. Все творение буквально пронизано лирично-пессимистичными нотами, на которые обращают внимание практически все исследователи, делавшие анализ стихотворения "Вечер" Гумилева. Естественно, что тут же появляются попытки провести некие параллели с событиями, складывающимися на тот момент в повседневной жизни поэта.

Взаимоотношения с А. Ахматовой

В качестве основной причины такого пессимистичного отношения к миру, нашедшего отражение в стихотворении "Вечер", некоторые литературоведы называют сложность и противоречивость взаимоотношений Гумилева с Анной Ахматовой.

К 1908 году поэт уже неоднократно сватался к Анне Андреевне, получая в ответ отказы. Общая подавленность, родившаяся на фоне неудач, привела даже к попыткам самоубийства поэта. Одна из них оказалась даже в своем роде трагикомичной, когда Гумилев, находившийся в то время во Франции, попробовал утопиться. Высокосознательные французы, приняв Гумилева за бродягу, тут же вызвали наряд полиции, вытащивший из воды разочарованного гения. В ноябре 1909 года Ахматова все-таки дала согласие на брак, принимая будущего мужа не как любовь, но как судьбу. На самой церемонии бракосочетания родственников поэта не было, поскольку они просто-напросто в нее не поверили. А вскоре Гумилев охладел к молодой красавице-жене и большую часть времени проводил в разъездах.

Читательский анализ стихотворения "Вечер" Гумилева

От звезд слетает тишина,
Блестит луна — твое запястье,
И мне опять во сне дана
Обетованная страна —
Давно оплаканное счастье.

Читайте Гумилева!

История создания

Стихотворение «Вечер» было написано в 1908 г. и напечатано в сборнике «Жемчуга», изданном в 1910 г. Некоторые исследователи считают, что в стихотворении отражены настроения Гумилёва , получившего отказ от Анны Ахматовой , к которой он сватался в это время. Фактом является только то, что в момент написания стихотворения отношения Гумилёва и Ахматовой, которые всё-таки поженились в 1910 г., были непростыми.

Литературное направление и жанр

Стихотворение построено на символическом значении вечера, ночи. К поэтике символизма можно отнести и общее пессимистическое настроение стихотворения. Сборник «Жемчуга» посвящён наставнику Гумилёва, символисту Брюсову. Названия разделов сборника тоже имеют символический подтекст: «Жемчуг чёрный», «Жемчуг серый», «Жемчуг розовый». «Вечер», отражающий сумеречное состояние героя, помещён в раздел «Жемчуг серый».

По жанру это элегия, созерцание природы наводит на мысль о тщетности существования.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф, на протяжении которых происходит постепенный переход от дня к ночи, от душевной смуты к давно оплаканному счастью. Произведение строится на антитезах день – ночь, печаль – счастье, действительность – обетованная страна.

Тема стихотворения – поиск счастья, которое лирический герой в силу юношеского восприятия считает давно утраченным.

Основная мысль раскрывается в символических образах. Счастье призрачно, достичь его можно разве что во сне. Но каждый прожитый день приближает лирического героя к счастью и даёт надежду.

Тропы и образы

В первой части стихотворения Гумилёв рисует образы в основном эпитетами. Повторение эпитетов ненужный (день) – усиливает антитезу со словом великолепный . Таким образом, день амбивалентен, характеризуется двойственно. Остальные эпитеты относятся к явлениям, осмысленным положительно или отрицательно. Смутная душа, зловещие птицы – ласкающая тень, жемчужная риза, обетованная страна. Группа отрицательных эпитетов связана с внутренним миром лирического героя, положительные – с ночью как символом отдохновения.

Такое символическое значение ночи свойственно больше восточным народам, чем славянским, у которых ночь связана с тёмными, злыми делами. В жарких странах именно ночь становится временем оживления, освобождения, представляется в мифологии девочкой или девушкой. Гумилёв, в будущем известный путешественник, неисправимый романтик, немало знал о таких ассоциациях и использовал их в своём стихотворении.

Всё стихотворение строится на олицетворении ночи, к которой дважды обращается лирический герой. В первой строфе она не названа, Гумилёв использует загадку на основе метафоры. Ночь – это ласкающая тень в жемчужной ризе. Слово тень наводит на мысль о темноте, ночи, жемчужная риза – метафора звёздного неба. Эпитет ласкающая отражает и смутное желание счастья и любви, и надежду.

Обращение к ночи во второй строфе – это уже не призыв, а разговор с глазу на глаз. Образ ночи соединяет в себе образ христианской и древнегреческой богини. Этого Гумилёв достигает, соединив христианское одеяние святых (ризу) и сандалии, характерные для античных богинь. Таким образом, повелительница ночь соединяет в себе образ Богородицы и древнегреческой богини Ники (или древнеримской Виктории), на что намекает победный шаг сандалий (метафорический эпитет).

Победа ночи для лирического героя заключается в том, что она прогоняет его печали, представленные в виден зловещих птиц (бессоюзное сравнение).

Эмоциональному возбуждению героя во второй строфе противопоставлено его умиротворённое состояние в третьей, что выражено метафорой «от звёзд слетает тишина». Дополняет пейзаж бессоюзное сравнение, в котором блеск луны кажется похожим на запястье ночи с надетым на него золотым или серебряным браслетом.

Последние три строки указывают на причину умиротворённости героя: ночь принесла сон, который, в свою очередь, переносит лирического героя в обетованную страну счастья. Лирический герой сравнивает сон со страной давно утраченного счастья. То ли он был когда-то счастлив, но это время прошло, то ли он надеется на возвращение былого счастья, которое ему обещано (обетованная страна).

Состояние счастья тоже двойственно, в нём самом заключена вторая сторона – горе, плач. Гумилёв строит стихотворение симметрично, начинает и заканчивает его амбивалентными образами великолепного ненужного дня и давно оплаканного счастья.

Старославянизмы (риза, превозмочь, обетованная) не только нужны для создания образа богини-ночи, но и подчёркивают общий возвышенный настрой стихотворения.

Размер и рифмовка

В стихотворении «Вечер» Гумилёв особенно внимателен к форме. Каждая строфа состоит из 5 строк со сложной системой рифмовки аБааБ с преобладанием мужской рифмы.

Стихотворение написано традиционным четырёхстопным ямбом, в котором много пиррихиев. Великолепные длинные слова как будто не умещаются в отведённый им размер.