Истории и легенды о деревьях. Поверья и легенды о деревьях Придумать легенду про деревья

Легенда о рябине

Однажды дочь богатого купца полюбила простого парня, но её отец и слышать не хотел о таком бедном женихе. Чтобы избавить семью от позора он решил прибегнуть к помощи колдуна. Его дочь случайно узнала об этом и девушка решила убежать из родного дома. Темной и дождливой ночью поспешила она на берег реки к месту встречи со своим любимым. В тот же час вышел из дома и колдун. Но парень заметил колдуна. Для того чтобы увести опасность от девушки, храбрый юноша бросился в воду. Колдун дождался пока он переплывет реку и взмахнул волшебным посохом, когда молодой человек уже выбирался на берег. Тут сверкнула молния, ударил гром, и парень превратился в дуб. Все это случилось на глазах у девушки, из-за дождя чуть опоздавшей к месту встречи. И девушка тоже осталась стоять на берегу. Ее тонкий стан стал стволом рябины, а руки – ветви протянулись в сторону любимого. Весной она надевает белый наряд, а осенью роняет в воду красные слезы, печалясь о том, что «широка река, не перешагнуть, глубока река, а не утонуть». Так и стоят на разных берегах два любящих друг друга одиноких дерева. И «нельзя рябине к дубу перебраться, видно, сиротине век одной качаться».

Липа.

Липа замечательное дерево. Пчелы делают из нектара собранного на цветках липы удивительно вкусный мёд, цветы липы используют в лечебных целях (липовый цвет - давнее народное средство, очень широко применяющееся в народной медицине) и заваривают в качестве напитка. В старину считалось, что в липу никогда не попадает молния и люди не боялись укрываться под ней во время ливней. Делали из липовой древесины и нательные крестики. Да и вообще, липа считалась деревом Богородицы, в народе говорили, что под ней отдыхает Богородица, когда спускается на землю. Согласно давним легендам, липа прикрыла своими ветвями Богородицу с совсем еще маленьким Христом во время их бегства в Египет.

Тополь

В старину люди считали, что если что-то болит, то этим местом нужно прислониться к тополю либо положить на больное место тополиный брусок. А ещё тополю можно пожаловаться, если плохо на душе или кто-то обидел, при этом тополь нужно обнять руками и постоять так несколько минут. Тополь изгонит печаль и принесёт облегчение.

Легенды о тополе:

Одна из легенд рассказывает о том, что жил на свете благородный и смелый рыцарь. Большую часть своей жизни он проводил в походах и на рыцарских турнирах. А дамой его сердца была прекрасная Фея, которая преданно ждала своего рыцаря в замке на острове посреди озера. Мечтала она о том, что рыцарь устанет сражаться и останется с ней не на день, два, неделю, а на всю жизнь. Но, увы! Снова и снова, вскочив на коня, уезжал он в далёкие страны, где ждали его новые сражения. Ни разу в своей жизни не потерпел рыцарь поражения. Но однажды меч предателя ударил его в спину и упал рыцарь на землю, обливаясь кровью. Всё, что успел он, - произнести имя возлюбленной феи своей. И тотчас она оказалась рядом с ним, но спасти любимого было не в её силах, тогда и превратила она его в тополь, который стал расти возле стен её замка. Теперь никуда он не мог уйти от своей возлюбленной, вот только вместо слов любви тихо шелестел под её окном ветвями.

Груша

Славяне издревле считали грушу деревом особым: согласно некоторым легендам люди поклонялись Богу не в церкви, а под грушей. У сербов ходила поговорка о груше - «Грушенька моя церковка». У болгар это дерево почиталось как хранитель полей. На территории Белорусии ходил запрет рубить грушевые деревья, объяснялось это тем, что на ней отдыхает Богородица, когда сходит на землю.

Клен

По преданиям, злая мать однажды «закляла» непослушного сына и превратила его в кленовое дерево. Клён вырос красивым и раскидистым. Однажды бродячие музыканты, шедшие через рощу, где росло это дерево, расположились под ним на привал. Дерево так понравилось музыкантам, что они делали из его ветки скрипку, которая голосом заколдованного сына долгие годы рассказывала миру о вине его матери.

Береза

Беpеза. Одно из наиболее почитаемых y славян деpевьев. Может выстyпать как «счастливое» деpево, обеpегающее от зла, и как вpедоносное, связанное с женскими демонами и дyшами yмеpших. Согласно традициям дерево и изделия из него, в том числе из , считались от нечистой силы; в частности, использовавшиеся в , рассматривались и как инструменты ритуального очищения, а накануне берёзовые ветки втыкали над дверью, чтобы нечистая сила не проникла в дом. Во многих местах беpезy специально сажали около дома для благополyчия семьи, по слyчаю pождения pебенка. Этот обряд должен был сделать дитя счастливым, а семью, живущую в этом доме, оградить от напастей. С помощью ветвей березы девушки гадали на суженого. Во многих народных легендах береза выступала как благословенное дерево.
Установленная с пеpеднем yглy пpи стpоительстве дома ветка беpезы была символом здоpовья хозяина и семьи. Беpезовые ветки втыкались в поле, чтоб полyчит хоpоший ypожай льна и злаков. Беpезовое полено закапывали под поpогом новой конюшни, «чтобы велись кони».

Легенда

Латышское название березы - betula - переводится как "белотелая", намекая на белый ствол этого дерева. На Руси береза издревле являлась символом грациозности и чистоты, который олицетворяет русскую природу и русскую женщину.

Сюжет о превращении русалки или обиженной родственниками девушки в березу встречается во многих славянских сказках и легендах. Одна из них повествует о прекрасной русалке, которая жила в лесном озере. Ночами она выходила из воды и резвилась под луной. Однако как только появлялись первые лучи солнца, русалка тотчас ныряла в свое прохладное жилище. Однажды она заигралась и не заметила, как юный бог солнца Хорс появился на небе на своей солнечной колеснице. Он увидал красавицу и влюбился в нее без памяти. Русалка хотела скрыться в озере, однако златокудрый бог не отпустил ее. Так и осталась она навеки стоять, превратившись в белоствольную красавицу березу.
Берёзовые почки

Давным-давно в северном королевстве правил молодой и очень амбициозный король. У него была огромная сильная армия, богатые земли и верный народ, но не было любви. И тогда он узнал, что далеко на юге живет старый мудрый царь, у него есть дочь - самая красивая девушка на Земле. И захотел юный король эту девушку себе в жены, так как привык он выбирать все самое лучшее. Но знал он, что старый царь свою дочь замуж отдавать не хочет, суждено ей остаться девой пока жив отец. И тогда пожелал молодой король смерти мудрецу.
В те времена ходили по миру легенды о волшебном дереве желаний. Говорили, будто дерево исполняют любое желание, которое идет от чистого сердца и «во благо». Но молодой король не верил, что его желание несет беду, что смерть мудрого царя не сможет принести счастья, он отправился к великому дереву
Первым препятствием стала на его пути далекая пустыня. В своих золотых доспехах он попросту тонул в зыбучих песках. Король понял, чтобы идти дальше. Нужно оставить здесь все свое золото, забыть о своих регалиях и о богатстве. Так он и поступил.
Шел наш герой день, шел ночь и сил у него осталось очень мало, так нетерпим был его голод. И вошел он в сад. Сад был полон высоких деревьев необычайной красоты, на них висели прекрасные плоды. А по земле стелился колючий невзрачный кустарник с маленькими ягодами. Дотянулся король до чудесных плодов, вкусил их и стало ему плохо. Упал он на землю и видит, как муравей несет на себе мелкие ягодки. Съел король ту ягоду и оживился, пришли к нему силы и вера в успех. Так он понял, что не то лучшее, что красивое.
Отправился наш герой дальше и забрел в дремучий лес. И вышел ему на встречу огромный волк. Взял король палку потолще и кинул в волка, тот не шевельнулся, да рядом с ним появился еще один волк. Кидал в них король бревна и камни, пока силы его не кончились. А волков только больше становилось. И понял тогда король, что сила не в мускулах и не в меткости, а в духе. Собрал он в себе все свое мужество, все намерения свои и гордость и взглянул волкам в глаза. Испугались волки королевского взгляда и разбежались.
Король пришел в деревню, его там накормили, напоили и путь к великому дереву указали. Да только напомнили, что помыслы должны быть добрыми, а сознание чистым. И пошел король к назначенному озеру и увидел издалека юную девушку, что там купалась. Фигура ее была божественно тонка, кудрявые рыжие волосы спускались ниже поясницы, а голос звучал словно чистейший ручей. И возникла между ними любовь так же молниеносно, как загорается огонь. Пришли они за руки к великому дереву желаний и загадали быть вместе до конца дней своих и родить сына сильного. И склонило над ними дерево свои душистые ветки в цветах и исполнило их пожелание.

Крымском берегу в нескольких верстах от Алушты жил честный рыбак со своею женою. Это были весьма смиренные и добрые люди. Двери их старенькой хижины постоянно были открыты для путников, которые могли найти в ней ночлег и приют. А дети-сироты и бедные вдовы могли получить здесь не только еду, но и слова ласки и утешения. Что и говорить, местные жители глубоко уважали эту семью. Хорошая слава шла о них по побережью. А близ с доброй шла слава дурная – о родных детях этих хороших людей, о трех дочерях. Старшая дочь, Тополина на вид была безобразной, небольшого роста, неловкая. А по характеру – очень презлая.Для того, чтобы насолить соседям, она поднималась на крыши, подслушивала чужие тайны, а затем рассказывала о ним по всему побережью. Но чудовищней всего в ней было то, что она днями и ночами проклинала своих родителей за свою уродливость, за маленький рост.

Среднюю дочь звали Граната, была помешана на розовом цвете. Она попрекала родителей за то, что она не достаточно красива и ее щечки не розовые. А если бы она была розовой, подобно цветку, все останавливались бы и любовались ею с восхищением.

Относительно, Кипарисы, она была красива и весела характером. Однако под воздействием старших сестер тоже глумилась над родителями. Дескать, родили ее на свет божий ночью, а не днем, из-за этого она такая смешливая и резвая.

Непросто было родителям слышать укоры своих детей. Но что сделаешь? Любовь родителей беспомощна и слепа. Старики молча терпели выходки своих дочерей, терпели их насмешки. А, чтобы предотвратить неприятности, частенько уходили в горы. Там они могли жить по нескольку дней.дин раз, когда они были дома, в домик ворвались все три их дочери. Разъяренные каким-то происшествием, они начали кулаками избивать отца и мать.

– О небо, – молили родители. – Есть ли такие силы, что могут защитить нас от наших же дочерей!

И как только произнесли они эти слова, неизвестно откуда раздался голос:

– Тополина! Ты проклинаешь свою мать, своего отца за то, что родилась небольшого роста. Так превратись же в высочайшее дерево, на котором никогда не будет ни цветов, ни плодов. Ни одна птица, помимо ворона, не не совьет на тебе гнезда…

–Твое желание, Граната, тоже сбудется. Ты превратишься в дерево с розовыми цветками, и все будут останавливаться и любоваться ими. Но никто не будет понюхать эти красивые цветы, ведь они будут без запаха. Твои плоды будут ярко-красными в середине, не смогут никого насытить, утолить ничьей жажды, ведь они не будут созревать…

– Тебя, Кипариса, постигнет судьба твоих сестер. Ты жаловалась на свой веселый характер – ты станешь растением печальным и красивым…

Насмерть перепуганные девушки выбежали из хижины. За ними бросились родители. Но их детей уже не было: во дворе стояли три до того времени неизвестных дерева. Одно подняло ввысь свои ветви, как будто хотело стать еще выше, другое было укрыто розовыми цветами, а третье замерло в грустном молчании.

А люди назвали эти три дерева именами дочерей – тополь, кипарис и гранат.

Легенда о берёзе

Давно это было. Тогда алтайские народы жили отдельными племенами и занимались в основном животноводством. Из-за нехватки пастбищ между племенами возникали ссоры, переходящие в войну. У одного из предводителей такого племени была дочь. В отличие от своих соплеменниц, девушек со смуглой кожей, она была светлокожей. «Бледнолицая» — так ее называли вокруг. Девушка со своими подругами жила недалеко от стойбища. По обычаю юноши должны себе выкрасть невесту из такого девичьего «поселения». И только после этого девушка уже женой возвращается жить в свое стойбище. Но однажды неизвестно откуда напали враги на жилище девушек. Они знали, что все мужчины стойбища ушли в очередной поход защищать родные земли. Девушки решили сами защищать свою жизнь и честь. Отважно дрались с врагами девушки, много врагов сложили головы. Рассвирепели враги и стали метать в девушек стрелы. Щадили они только бледнолицую.

Наконец, все ее подруги погибли. И только она продолжала истреблять нежданных врагов. Пуще прежнего разозлились враги и пустили в нее сразу сотню стрел. Бледнолицая, сраженная ими, упала. В том месте, где упала девушка, выросло красивое белоствольное дерево. И только там, куда попадали стрелы врагов, зияли черные отметины. Каянча – так звали девушку, что в переводе с алтайского – «береза».

В Алтайском районе есть село с названием Каянча, красивые склоны гор в его окрестностях покрыты светлым, прекрасным березняком, они хранят память о юной, отважной красавице.


Легенда о кедре

С давних пор алтайцы считали кедр одушевленным и объясняли это такой легендой…

Однажды в глухой тайге утомленный охотник расположился на ночлег под древним раскидистым кедром. Кедр был очень стар, весь покрыт извилинами, с кривыми ветвями, а на земле под кроной, опавшая за всю его жизнь хвоя лежала толстым слоем.

Крепко заснул охотник на прекрасной хвойной подстилке. Перед утром он проснулся оттого, что до его слуха донесся чей-то стон и тихий разговор. Это разговаривал старый кедр, под которым спал охотник, с молодым кедром, стоявшим рядом. Старый кедр стонал и жаловался молодому, что обессилел и не может стоять. «Что же ты не падаешь, ведь я слышал об этом ещё вчера?» – удивленно заметил молодой кедр. «Да» – ответил старый кедр – «Я упал бы ещё вчера, но подо мной лёг спать уставший человек». Пожалел охотник старый кедр, поднялся, крепко обнял когда-то могучий ствол и отошел в сторону. Закачался старый кедр и с вздохом облегчения упал на землю.

Эта легенда говорит о том, что кедр, даже умирая, жалеет человека за то, что человек бережно и с любовью относится к нему.

Природа - друг человека

Человек и природа неразрывно связаны между собой. Поэты и музыканты вдохновляются природой, а народные целители с ее помощью избавляют от всех недугов. Народная медицина с древних времен помогала людям. Настойки из различных трав и корений порой творят чудеса и в наши дни. И, конечно, деревья занимают отдельную важную нишу в народной медицине.

Дендротерапия

Существует даже наука, посвященная исследованию целительных свойств деревьев. Это наука под названием дендротерапия. Многие люди даже не догадываются о том, что деревья ценны не только своими корой и листьями, но и своей энергией, которая подпитывает все живое вокруг. Для того чтобы это почувствовать, стоит лишь дотронуться до ствола. Деревья нормализуют работу сердца, снимают с организма стресс и усталость, ускоряют обменные процессы в организме. Ведь каждое дерево окружено своим индивидуальным биополем, которое может синтезировать только определенные болезни и эмоции. Не зря же существует пословица «в березовом лесу-веселиться, в сосновом-молиться, в еловом-удавиться». Это говорит о том, что одно дерево поглощает печаль и тоску, а другое наоборот забирает положительные эмоции.

Как деревья влияют на самочувствие человека?

В старинные времена деревья-целители наделялись душой и различными животворящими качествами. У каждого дерева свой характер и свое предназначение. Так, например, дуб - считается символом долголетия. Прогуливаясь по дубраве, можно нормализовать давление, успокоить нервную систему и зарядиться жизненной энергией. Но важно знать, что такие прогулки не подходят тяжелобольным людям. Зато береза наоборот лечит слабых и очень больных людей. Не зря даже венички в баню чаще всего делают березовые. Потому что береза способствует выздоровлению души и тела. Сосна же снимает стресс и убирает все тревоги и обиды. А еще прогулки по сосновым рощам избавляют от кашля и насморка. Яблоня считается женским деревом. Это дерево с помощью своих целительных свойств способно пробудить женскую силу практически в любом возрасте. Вяз - мужское дерево, которое наделяет представителей сильного пола чувственностью и истинно мужскими чертами характера. Ревматические заболевания лечит каштан, а также избавляет от бессонницы и необоснованных страхов. К деревьям-целителям относят также и тополь. Считается, что он забирает в себя отрицательную энергию из окружающей среды. Но также обнаружено, что при частом контакте человека с тополем, первый начинает страдать головными болями. Лиственница - дерево оптимизма. Ведь при непосредственном контакте с ней, у человека поднимается настроение и появляется желание идти вперед навстречу будущему. Ель дает возможность контролировать свои эмоции. Это можно проверить, подержав еловую шишку в руках несколько минут. После этой процедуры, организм освободится от отрицательной энергии. Отдельно нужно рассказать об осине. Это дерево-целитель является неким «вампиром». Оно сильнее всех забирает энергию не только у людей, но и у бактерий и различных вредных организмов. Осиновая древесина не гниет и не боится влаги. Поэтому именно из осины делают пристани и лодки. А в древности из осины делали даже церковные купола. Также раньше под подушки детей клали осиновые веточки для того, чтобы защитить их от порчи и сглаза. А осиновое полотенце снимает боль в спине и суставах. В некоторых случаях с помощью коры осины лечат даже различные опухоли. Существует поверье, будто бы осина отгоняет всех злых духов, а осиновый кол в сердце убивает даже вампиров. А для тех, кто не верит в вампиров, делаются обычные обереги из осины для избавления от людского сглаза.

Как определить наличие лекарственных свойств у дерева?

В основном специалисты смотрят на глубину корней дерева. Чем глубже корни, тем больше целительных сил у этого дерева. Так, например, у чудотворной лекарственной солодки корни уходят в землю на глубину 5 метров, у дуба на 10 метров, а у верблюжьей колючки на 20 метров. Именно поэтому верблюд, питающийся верблюжьей колючкой, живет в два раза дольше, чем наша корова. Это значит, что чем дольше растение (включая и дерево) растет, тем оно больше полезных свойств в себе накапливает.

Легенды о деревьях

У каждого народа, непременно найдется несколько легенд о деревьях. Все они довольно интересны и поучительны. В этих легендах чаще всего дерево предстает в виде одушевленного существа, способного разговаривать. Вот датская легенда, которая объясняет тот факт, что по осени все деревья скидывают свою зелень, а ель и сосна остаются неизменно зелеными.

«Однажды стая птиц совершала свой перелет в теплые края. Одна из птиц отстала от стаи, так как у нее было сломано крыло. Раненная птица порхала от дерева к дереву, ища убежища от холода. Береза, качавшаяся на ветру, не обратила внимания на мольбы птицы. Так же поступила и ива, печалившаяся о каком-то своем тайном горе, склонившись над ручьем. И устремленный вверх гордый дуб не снизошел до маленькой птички у своего подножья. Наконец птица достигла ели, которая любезно приняла ее. Рядом простерла свои ветви сосна, чтобы еще лучше укрыть птицу от подступающего холода, а можжевельник предложил птице горсть своих ягод. Лесной дух разгневался на гордые деревья и заставил их заплатить за свою жестокость. Когда вслед за первыми морозами подул ветер, он содрал с березы, ивы и дуба все их листья. С тех пор они всегда обречены, страдать от зимних морозов, в то время как милосердные ель, сосна и можжевельник вечно сохраняют свое зеленое убранство».