Словарь военных терминов Что такое шпангоут, что означает и как правильно пишется. Шпангоуты и бортовой набор Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Каждый уважающий себя эрудит запросто может расправиться с десятком-другим сканвордов. Но даже профи иногда встречаются с вопросами, на которые затрудняются ответить. В таких ситуациях не всегда помогает даже знаменитый «математический» метод подбора букв. И наверняка не один из вас сталкивался с вопросами, которые затрагивают термин «шпангоут». Это достаточно трудные задания, и чтобы ответить на них, придется окунуться в историю кораблестроения.

Что такое шпангоут?

Термин «шпангоут» пришел в русский язык из Нидерландов и дословно означает «деревянное ребро». В действительности же он представляет собой поперечный компонент силового набора корпуса кораблей, где выступает в качестве ребра жесткости.

С развитием машиностроения термин стал применяться и в сфере самолетостроения, где обозначает для фюзеляжа летательного средства. Как уже стало ясно, главная роль, которую выполняет шпангоут, - это придание необходимой жесткости судну, будь оно воздушным или морским.

Также этот элемент силового набора используется для закрепления продольных компонентов, что необходимо для обшивки корпуса. Эрудированным людям будет полезно знать, что расстояние между соседними шпангоутами называется шпацией.

Виды шпангоута

Существуют две большие группы, на которые инженеры делят все шпангоуты: деревянные и металлические. Каждый тип имеет разветвленную классификацию. Так, деревянные поперечные брусья делятся на:

  1. Гнутые, которые состоят из цельного древесного массива. Для их изготовления используют стволы с естественной кривизной.
  2. Футоксовые, которые собираются из нескольких составных частей. Этот тип деревянных поперечин получил наибольшее распространение.

Из двух частей состоит футоксовый шпангоут: это флортимберс и непосредственно футокс. Флортимберс представляет собой ту часть, которая крепится к килю корабля - продольному брусу, проходящему через всю длину судна. К нему с обеих сторон крепятся футоксы.

Изделия из металла делятся на большее количество классов. Но чаще всего выделяют шпангоуты по выполняемым функциям:

  • рамные, задача которых состоит в повышении прочности корабля и соединении продольных несущих элементов;
  • основные, составляющие большую часть от всего числа поперечных брусьев, служат для обшивки судна.

Количество поперечных силовых брусьев зависит от водоизмещения корабля, его осадки. Таким образом, шпангоут - это не просто несущий элемент судна, который придает корпусу жесткость. Он также придает кораблю определенную устойчивость на водной глади.

Особый тип

В судостроении особое место занимает мидель-шпангоут, несмотря на то что конструктивно он ничем не отличается от других типов поперечных силовых брусьев. Данный термин используют во время расчетов, ведь он располагается строго посередине перпендикуляра, пересекающего судно вдоль.

Опираясь на расположение мидель-шпангоута, вычисляют лобовое сопротивление корабля во время движения, а также коэффициент полноты корпуса, который характеризует грузоподъемность и скорость судна. Поможет понять, что собой представляет мидель-шпангоут, фото.

«Они тесно связаны»

Одним из основных элементов набора корпуса судна является стрингер, который выполняет несколько функций:

  1. Воспринимает напряжение от общего изгибающего момента в продольном направлении.
  2. Перераспределяет нагрузку между соседними поперечными силовыми брусьями.
  3. Является промежуточной опорой для шпангоутов.

Кроме того, стрингеры являются основными из элементов, участвующих в обшивке корпуса или фюзеляжа самолета. В сканвордах часто попадаются вопросы касательно него, но теперь вы знаете, что стрингеры - это опора для шпангоутов.

:: Шпангоут

Шпанго́ут в дословном переводе голландского языка означает «деревянное ребро», и, несмотря на некоторую неточность этого перевода, шпангоут судна действительно является «ребром» корпуса . Если же давать техническое определение, то шпангоут представляет собой поперечный элемент силового набора корабельного корпуса (сферой применения данного термина является также строительство самолетов, где он обозначает ребро жесткости фюзеляжа воздушного судна). Предназначены шпангоуты, во всех сферах применения данного термина, для придания необходимой жесткости конструкции и скрепления продольных элементов силового набора корпуса.

Интервал между двумя соседними шпангоутам судна называется шпацией .
.

Классификация шпангоутов

Шпангоуты судов можно классифицировать на две большие группы: деревянные и металлические . Среди преимуществ первой группы следует отметить малый объемный вес, легкость обработки и невысокую стоимость. Вторая же группа обладает большей прочностью, долговечностью и устойчивостью к нагрузкам.


, в свою очередь, делятся на две категории: гнутые (состоят из цельного бруса) и футоксовые (состоят из нескольких элементов). Для изготовления гнутых шпангоутов , как правило, применяются породы деревьев, имеющие природную кривизну ствола. Однако этой кривизны часто бывает недостаточно, поэтому более широко используются футоксовые шпангоуты . Данные шпангоуты состоят из флортимберса и футоксов.

Флортимберсом называется та часть, которая непосредственно примыкает к килю.
Футоксы же крепятся уже к флортимберсу с каждой из обеих сторон.

Количество футоксов, составляющих каждый шпангоут, напрямую зависит от размеров и водоизмещения судна . На катерах шпангоуты, как правило, изготавливаются из цельного, принудительно согнутого куска древесины или фанеры.


обладают по ряду причин более разветвленной классификацией. Различают рамные, основные и промежуточные металлические шпангоуты. Рамный шпангоут представляет собой укрепленный шпангоут, задачами которого являются местное усиление корпуса судна и соединение продольных несущих конструкций. Рядовое ребро силовой составляющей обшивки судна называется основным шпангоутом. Он устанавливается на всех шпациях.

Особое положение среди шпангоутов судна занимает мидель-шпангоут . Если подходить с конструктивной стороны, он ничем не отличается от обычного реального шпангоута. Однако мидель-шпангоут расположен строго на середине длины перпендикуляров чертежа судна и именно поэтому играет важнейшую роль при расчетах коэффициента полноты корпуса судна, а также значения лобового сопротивления судна. При выполнении чертежей мидель-шпангоут не входит в общую нумерацию шпангоутов, а обозначается специальным знаком . При выполнении чертежей мидель-шпангоут часто ошибочно принимают за одноименную плоскость сечения корпуса .

Подводя итог, следует подчеркнуть, что шпангоуты судна выполняют важнейшую роль для достижения необходимых значений жесткости конструкции корпуса, а также для соблюдения созданной на чертежах формы корпуса в различных поперечных плоскостях.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова шпангоут

шпангоут в словаре кроссвордиста

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

шпангоут

м. морск. ребро судна, опруга.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

шпангоут

шпангоута, м. (гол. spanhout) (мор., авиац.). Поперечный брус в остове судна или дирижабля, являющийся основой для обшивки или оболочки.

собир. Совокупность таких брусьев.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

шпангоут

А, м., также собир. (спец.). Ребро корпуса судна, дирижабля или фюзеляжа самолета, служащее основой для обшивки.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

шпангоут

м. Поперечный кривой брус в корпусе судна или самолета, обеспечивающий прочность и устойчивость бортов и днища.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

шпангоут

ШПАНГОУТ (нидерл. spanthout)

    поперечное ребро жесткости бортовой обшивки судна (между днищем и палубой) или фюзеляжа летательного аппарата. также Набор корпуса судна.

    Изображение поперечного сечения судна на чертеже.

Шпангоут

(голл. spanthout, от spant ≈ балка, ребро и hout ≈ дерево), прямая или криволинейная балка набора корпуса судна (или фюзеляжа самолёта).

Википедия

Шпангоут

Шпангоут (, от spant - «балка» и hout - «древесина») - поперечное ребро корпуса судна; деревянный или металлический поперечный элемент жёсткости обшивки корпуса корабля, летательного аппарата или котла восьмиосного вагона-цистерны. В кораблестроении и судостроении это также элемент теоретического чертежа - сечение корпуса вертикальной поперечной плоскостью.

Примеры употребления слова шпангоут в литературе.

В силу неизвестных мне причин, питерская школа байдарочников предпочитала каркасные байдарки, обеспечивая продольную жесткость большим числом стрингеров и шпангоутов , а непробиваемость - толстым подшкурным ковром.

Два шпангоута надо сменить, кницы у бимсов2 тоже, внутреннюю и наружную обшивку шириной в три доски заменить.

Короткая сторона кницы крепилась к боковой грани бимса, а длинная, прилегала к шпангоутам , упиралась в соседний бимс.

Если предполагается перевозить в корме запасное весло, то рекомендуется понизить верхнюю ветвь 5 и 6 шпангоутов и установить мидельвейс на высокой книце, чтобы грузить весло между шпангоутом и декой.

шпангоутов и перетяжек, то генерируются достаточно мощные плазменные разряды.

Когда она прокачивается мимо заряженных пластин, тех самых шпангоутов и перетяжек, то по принципу МГД-генератора выдает мощные электрические импульсы.

Прусское ядро, разрывая снасти, влетает в батарейный дек, крушит деревянные пилерсы, бьется в шпангоуты , мечась среди босых пяток.

Вернувшись на ярус выше, он миновал сухарню, перешагнул через непонятные снаряды и остановился у переборки, которая -- он только теперь понял -- не состояла из крепких бревен, как ближние к ней шпангоуты и бимсы.

Чтобы изолировать поврежденный двигатель, защитить фюзеляжные отсеки и топливную арматуру от пожара, с самолета с серийным 09077 по бокам мотоотсеков между шпангоутами 18-21 и 21-25 установили стальные 5-мм экранирующие плиты и защитные маты из стеклоткани.

Привальный брус через обшивку и шпангоуты принимает на себя главное давление.

В разные стороны унеслись осколки каркаса, конечности, пучки проводов, шпангоуты , цепи конвертера.

Осторожно скребя по дну лодки плоской банкой из-под американской колбасы, излаженной вроде совка, Лешка вычерпал воду, мокрые доски на средних поперечинах, по-моряцки -- шпангоутах , проверил -- корыто разваливалось, и все же перевалил через борт раненого, который подполз к воде из-под яра и по-собачьи глядел в глаза Шестакова.

Поставим лонжероны и шпангоуты потолще и заменим деревянные стрингера на алюминиевые.

На фоне огня они казались тонкими и четкими, как чертеж, однако когда Лоуренс подъехал ближе, начала прорисовываться умная система шпангоутов и стрингеров, полая, как птичья кость.

Огромные крылья трепетали так, словно готовы были вот-вот оторваться, стальные нервюры, шпангоуты и лонжероны стонали и выли, как живые существа, в мучительной агонии, а из-под обшивки раздалась как будто приглушенная оружейная пальба - это отлетали головки болтов.

spanthout , от spant - «балка» и hout - «древесина») - поперечное ребро корпуса судна; деревянный или металлический поперечный элемент жёсткости обшивки корпуса корабля или летательного аппарата. В кораблестроении и судостроении это также элемент теоретического чертежа - сечение корпуса вертикальной поперечной плоскостью.

Шпангоут в судостроении

Обычно шпангоуты делают двухслойными, при этом слои совмещают так, чтобы половина высоты одного слоя накладывалась на середину другого. Оба слоя скрепляют нагелями . Реже оба слоя устанавливают с зазором при помощи деревянных вставок и соединительных шипов, но и в этом случае в нижней части шпангоута слои всегда подгоняют вплотную друг к другу. На малых судах шпангоуты тоже могут быть наборными. На небольших шлюпках шпангоуты часто изготовляют из одного искусственно выгнутого куска дерева. Шпангоуты могут состоять из нескольких склеенных друг с другом пластин. Такие клеёные шпангоуты часто выполняют как одно целое с бимсом.

Последний задний шпангоут в наборе деревянного судна называется фашенписом.

Металлические корабли

На металлических (клёпаных и сварных) судах шпангоуты подразделяются на основные, холостые (промежуточные) и рамные. Основной шпангоут - это поперечное ребро жесткости бортовой обшивки, установленное на каждой поперечной шпации, и соединённое с флорами и бимсами в шпангоутную раму. Рамный шпангоут - усиленный шпангоут, предназначенный для местного усиления корпуса, а также может служить опорой для несущих продольных связей. Рамные шпангоуты обычно устанавливаются через 3-4 шпации, однако в некоторых районах судна (машинное отделение, форпик) их могут устанавливать на каждой шпации. Холостые или промежуточные шпангоуты используются в качестве ледовых, швартовных или других усилений, и ставятся между основными шпангоутами. Холостые шпангоуты не соединяются с флорами и бимсами в раму, обрываясь на обшивке. Шпангоуты являются основными балками бортового перекрытия при поперечной системе набора и устанавливаются на каждой практической шпации, являясь опорами для продольных связей. При продольной системе набора корпуса, как правило, устанавливаются только рамные шпангоуты, через 3-4 шпации.

Для основных и промежуточных шпангоутов применяют профильный прокат - полособульб , уголок, рамные же имеют как правило тавровый профиль.

Проектирование судов

Теоретическими шпангоутами называют поперечные сечения теоретической поверхности судового корпуса (теоретический чертёж). Как правило, на чертеже выполняют 21 сечение (0-20 шп.) на равных расстояниях (теоретическая шпация), при этом нулевой шпангоут совпадает с носовым перпендикуляром, а двадцатый - с кормовым. Для уточнения обводов также могут строиться дополнительные сечения.

Авиастроение

Шпангоут выполняется из различных профилей (как правило, в виде кольца или овала) и прикрепляется к балкам продольного набора.

Нормальные шпангоуты обеспечивают сохранение поперечного сечения

1.5). В носовой и кормовой оконечностях корабля киль соединяется с форштевнем и ахтерштевнем. Набор в оконечностях корабля. Совокупность листов и набора - собственно палуба.

По месту расположения они называются подпалубными, бортовыми или днищевыми и обеспечивают жесткость наружной обшивки и настила палубы при продольном изгибе. Бимсы — поперечные балки подлалубного набора, проходящие от борта до борта. При наличии вырезов в палубе бимсы разрезаются и называются полубимсами. Корпус судна может быть разделен на отдельные отсеки при помощи поперечных и продольных водонепроницаемых переборок. Фальшборт (рис. 6) представляет собой, как правило, металлический пояс бортовой обшивки.

Наружная обшивка и бортовой набор

Бортовая балка набора корпуса судна. В корабельном наборе шпангоут бывает цельный и составной. Шпангоут, расположенный на половине длины называется мидель-шпангоутом, остальные - «передними» или «задними» относительно миделя. Последний задний шпангоут в наборе деревянного судна называется фашенписом. Холостой шпангоут - это ребро жесткости бортовой обшивки. В носовой оконечности бортовая обшивка усиливается промежуточными шпангоутами с шагом 1/2 шпации или меньше, обеспечивая дополнительную прочность при ударах волн или ледовые усиления.

Различают рамные, основные и промежуточные металлические шпангоуты. Рамный шпангоут представляет собой укрепленный шпангоут, задачами которого являются местное усиление корпуса судна и соединение продольных несущих конструкций. Рядовое ребро силовой составляющей обшивки судна называется основным шпангоутом.

Теоретический чертеж представляет собой изображение наружных очертаний корпуса корабля в трех взаимно перпендикулярных плоскостях: диаметральной, мидель-шпангоута и грузовой ватерлинии. Ширина расчетная В - наиболее широкое место корпуса в плоскости грузовой ватерлинии без учета обшивки. Корпус корабля состоит из набора и наружной обшивки. Наружная обшивка приваривается к остову и является водонепроницаемой оболочкой корпуса. Для усиления продольной прочности корпуса бортовой и палубный наборы укрепляются установкой вдоль корабля бортовых и подпалубных стрингеров. Стальные листы палубного настила, расположенные у бортов, имеют большую толщину и называются палубными стрингерами. Поперечные и продольные водонепроницаемые переборки, делящие корпус корабля на отсеки, изготовляются из стальных листов, толщина которых примерно равна толщине листов наружной обшивки. Бортовая подводная защита состояла из ряда продольных и поперечных глухих переборок, идущих вдоль бортов и образующих герметичные отсеки. На верхней палубе корабля возводятся надстройки и рубки, устанавливается различное оборудование, монтируются устройства.

1] деревянный или металлический поперечный элемент жёсткости обшивки корпуса корабля, летательного аппарата или котла восьмиосного вагона-цистерны. Холостые шпангоуты не соединяются с флорами и бимсами в раму, обрываясь на обшивке. При продольной системе набора корпуса, как правило, устанавливаются только рамные шпангоуты, через 3–4 шпации. Для основных и промежуточных шпангоутов применяют профильный прокат - полособульб, уголок, рамные же имеют как правило тавровый профиль.

Днище состоит из обшивки и подкрепляющих ее балок набора. Набор главных переборок выполняют из балок полособульбового или сварного таврового профиля. Главные поперечные переборки располагают, как правило, от борта до борта, а по высоте от днища до верхней палубы. Водонепроницаемые двери; устанавливают на водонепроницаемых переборках, стенках надстроек и рубок, шахтах машинных и котельных отделений.

Стрингеры являются основными из элементов, участвующих в обшивке корпуса или фюзеляжа самолета.

Проектирование судов

Теоретическими шпангоутами называют поперечные сечения теоретической поверхности судового корпуса (теоретический чертеж). Как правило на чертеже выполняют 21 сечение (0 — 20 шп.) на равных расстояниях (теоретическая шпация), при этом нулевой шпангоут совпадает с носовым перпендикуляром, а двадцатый — с кормовым.

2 – надстройка судна в носовой части, доходящая до форштевня. Транец – плоский срез кормы у кораблей, судов и яхт-швертботов.

Из двух частей состоит футоксовый шпангоут: это флортимберс и непосредственно футокс. Количество поперечных силовых брусьев зависит от водоизмещения корабля, его осадки.

Корабль - то же, что и судно. Слово «корабль» употребляется главным образом в отношении военных кораблей.

Для уменьшения массы конструкции фюзеляжа всегда желательно уменьшать число усиленных шпангоутов, размещая на одном шпангоуте узлы крепления нескольких агрегатов.

С развитием машиностроения термин стал применяться и в сфере самолетостроения, где обозначает ребро жесткости для фюзеляжа летательного средства.

Предназначены шпангоуты, во всех сферах применения данного термина, для придания необходимой жесткости конструкции и скрепления продольных элементов силового набора корпуса.

Экая дуг’ацкая ваша пог’ода Г’остовская, – проговорил он, и Ростов заметил слезы на глазах Денисова. Они стояли биваками. Денисов с Ростовым жили в вырытой для них солдатами землянке, покрытой сучьями и дерном.