ЧИСТОГОВОРКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
Воспитатель
«ЧЕМ МЕНЬШЕ РЕБЕНОК, ЧЕМ ХУЖЕ ОН ВЛАДЕЕТ РЕЧЬЮ, ТЕМ СИЛЬНЕЕ ОН ТЯГОТЕЕТ К РИФМЕ. БЛАГОДАРЯ РИФМЕ СЛОВА ПРИВЛЕКАЮТ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ РЕБЕНКА»
Корнейчуков
Что такое чистоговорка?
ЧИСТОГОВОРКА - МАЛЫЙ ЖАНР ФОЛЬКЛОРА, НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКАЯ ШУТКА, ЗАКЛЮЧАЮЩАЯСЯ В УМЫШЛЕННОМ ПОДБОРЕ СЛОВ, ТРУДНЫХ ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ АРТИКУЛЯЦИИ ПРИ БЫСТРОМ ИЛИ МНОГОКРАТНОМ ПОВТОРЕНИИ.
«Чистоговорка – род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения» - .
В чем значение использования чистоговорок в воспитании звуковой культуры речи детей дошкольного возраста?
Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса - не запоминается или запоминается с трудом);
Чистоговорки помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;
Чистоговорки помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме;
Чистоговорки помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;
Чистоговорки как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.
Каковы приемы работы с чистоговоркой?
Учитывая, что для дошкольников характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, многие приемы строятся с опорой на демонстрационный материал: картинки, фишки, схемы-символы и др.
А теперь давайте поиграем с чистоговорками.
1. Скажи чистоговорку тихо-громко.
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее с той же силой голоса.
ЦО-ЦО-ЦО - СНЕСЛА КУРИЦА ЯЙЦО
2. Скажи чистоговорку медленно-быстро.
ЦЕЛЬ: учить детей менять темп речи
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее с той же силой скоростью.
ТА-ТА-ТА – ХВОСТ ПУШИСТЫЙ У КОТА
3. Скажи с различной интонацией.
Цель: учить детей произносить чистоговорку с вопросительной или восклицательной интонацией.
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить:
Очень весело,
Так, как будь-то спрашиваешь?
ОМ-ОМ-ОМ – МЫ ПОСТРОИМ НОВЫЙ ДОМ!
ОМ-ОМ-ОМ – МЫ ПОСТРОИМ НОВЫЙ ДОМ?
4. Скажи как…
Цель: учить детей произносить чистоговорку голосом разным по тембру.
Взрослый проговаривает чистоговорку и просит детей повторить ее так: как бы ее сказала лиса, медведь, мышка, волк и т. д. Можно использовать куклы кукольного или пальчикового театра или маски.
СУ-СУ-СУ – ХОРОШО В ЛЕСу.
5. Интонационное выделение слова в чистоговорке.
Цель: учить детей интонационно выделять слова в чистоговорке.
Воспитатель говорит чистоговорку, а затем задает вопрос, голосом выделяя слово-вопрос. Ребенок отвечает, выделяя голосом слово ответ.
ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ-ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ
ВОПРОС: КОМУ МЫ ДАЛИ ТРАВКУ?
ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ - ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.
ВОПРОС: ЧТО МЫ ДАЛИ КОЗЕ?
ОТВЕТ: ЗЕ-ЗЕ-ЗЕ – ТРАВКУ ДАЛИ МЫ КОЗЕ.
6. Пропевка чистоговорки на мотив русской народной песни или другой мелодии.
Цель: развивать фонема тический слух.
Воспитатель пропевает чистоговорку и просит детей повторить или пропеть по-другому.
ХА-ХА-ХА – НЕ ПОЙМАТЬ НАМ ПЕТУХА
7. Инсценировка чистоговорки.
Цель: закрепление четкого произношения звуков.
Воспитатель произносит чистоговорку и просит повторить и показать ее.
ЖУ-ЖУ-ЖУ – ПРОЛЕЧУ И ПРОЖУЖЖУ (ребенок бежит по группе с разведенными в сторону руками и жужжит).
8. Закончи чистоговорку.
Цель: учить подбирать слово с заданным звуком.
Воспитатель проговаривает чистоговорку и просит закончить ее словом «дружочком»:
ОК-ОК-ОК – БАБОЧКА СЕЛА НА …(ЦВЕТОК, ЛИСТОК, ГРИБОК, БОТИНОК, НОСОК И Т. Д.)
9. Прием «ЭХО»
Цель: упражнять в четком произношении звуков в словах
Воспитатель произносит чистоговорку, а дети подговаривают только конец:
ШИ-ШИ-ШИ - ЧТО-ТО ШЕПЧУТ КАМЫШИ.
ШАХ-ШАХ-ШАХ – ЭТО УТКА В КАМЫШАХ.
ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ- ВЫХОДИ ИЗ КАМЫШЕЙ.
ШАХ-ШАХ-ШАХ – НЕТ УЖ УТКИ В КАМЫШАХ.
ШИ-ШИ-ШИ – ЧТО ЖЕ ШЕПЧУТ КАМЫШИ?
10. Проговори и прохлопай.
Воспитатель проговаривает чистоговорку – дети проговаривают и прохлопывают ритмический рисунок:
АФ-АФ-АФ - С ВЫСОТЫ ГЛЯДИТ ЖИРАФ
11. Проговори чистоговорку, подбрасывая мяч вверх.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.
Воспитатель произносит чистоговорку – дети повторяют, подбрасывая мяч вверх.
РА-РА-РА – ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ИГРА
12. Проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую.
Цель: упражнять в четком произношении звуков в слогах и словах.
Воспитатель произносит чистоговорку – дети повторяют, перекладывая мяч из одной руки в другую.
ЖА-ЖА-ЖА – В НАШЕМ ТОРЕ ТРИ КОРЖА
13. Скажи, какой или какая?
Цель: автоматизировать звук во фразовой речи.
Воспитатель проговаривает чистоговорку и задает вопрос. Ребенок отвечает чистоговоркой, вставив подходящее прилагательное.
Воспитатель: ЛА-ЛА-ЛА – КАКАЯ ЮЛА?
Ребенок: ЛА-ЛА-ЛА – СИНЯЯ ЮЛА? (КРАСИВАЯ, МАЛЕНЬКАЯ, ЗВУЧАЩАЯ и т. д.)
14. Составь чистоговорку по картинке.
Цель: учить составлять чистоговорки, упражнять в четком произношении звуков во фразе.
Воспитатель просит посмотреть на картинку и придумать по ней чистоговорку:
ОК-ОК-ОК – ЭТО ДЕТСКИЙ ГОРОДОК.
ОК-ОК-ОК - КАКОЙ КРАСИВЫЙ ТЕРЕМОК.
РЫ-РЫ-РЫ - РОМА КАТИТСЯ С ГОРЫ.
РА-РА-РА - ОЧЕНЬ РАДА ДЕТВОРА.
15. Скажи где?
Цель: учить детей употреблять предлоги, четко проговаривая звуки в словах.
Воспитатель перемещает игрушку в пространстве, задавая вопрос о ее местонахождении в форме чистоговорки. Ребенок отвечает чистоговоркой.
Воспитатель: ИК-ИК-ИК – ГДЕ ШАРИК?
Ребенок: ИК-ИК-ИК – НА СТОЛЕ ШАРИК.
ИК-ИК-ИК – ЗА ШКАФОМ ШАРИК.
ИК-ИК-ИК – ПОД СТУЛОМ ШАРИК.
ИК-ИК-ИК – В РУКЕ У МАШИ ШАРИК.
16. Посчитай.
Цель: учить согласовывать имена существительные с именами числительными в чистоговорке.
Воспитатель показывает ребенку предмет и говорит чистоговорку:
АШ-АШ-АШ – ЭТО КАРАНДАШ.
Потом показывает много предметов и просит их сосчитать:
АШ-АШ-АШ-ОДИН КАРАНДАШ.
ША-ША-ША – ДВА КАРАНДАША…
ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ – ПЯТЬ КАРАНДАШЕ
17. Выложи фишками.
Цель: учить детей выделять каждое слово в чистоговорке и четко его произносить.
Воспитатель произносит чистоговорку, а дети выкладывают ее фишками, а затем произносят, шагая пальчиками по фишкам.
ЦО-ЦО-ЦО-КРАСИВОЕ БЛЕСТЯЩЕЕ КОЛЬЦО
O O O O O O
18. Придумай чистоговорку.
В старшем дошкольном возрасте дети могут сами придумывать чистоговорки. Этому можно научить детей. Вначале необходимо выделить «основу» чистоговорки.
Для этого берется последний слог слова, со звуком над которым нужно поработать и он повторяется несколько раз. Например, при работе над четким произношением звука [Ж], берем слово еж, для чистоговорки берем слово ежа. Составляем основу: жа-жа жа - ……..ежа.
А теперь придумываем чистоговорку для использования в различных интегративных областях:
Жа-жажа – видели в лесу ежа; (познание)
Жа-жа-жа – на поляне три ежа; (познание)
Жа-жа-жа – нарисовали мы ежа; (художественное творчество)
Жа-жа-жа – дом построим для ежа; (познание)
Жа-жа-жа – колючие иголки у ежа; (безопасность)
Жа-жа-жа – покормили мы ежа; (труд)
Жа-жа-жа – расскажи нам про ежа; (коммуникация).
Консультация для родителей:
«Чистоговорка - как средство развития речи»
После 2 лет у малышей происходит быстрое пополнение словарного запаса, а затем начинается процесс улучшения звукового оформления слов. В этом возрасте многие родители видят своей задачей научить ребенка четко и правильно произносить звуки. На помощь этому приходят логопедические упражнения. Одни из самых действенных для восприятия детей дошкольного возраста - прослушивание, проговаривание и логопедические игры с чистоговорками.
Чистоговорки – это специальные речевые упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их сочетаний. Их следует использовать только тогда, когда ребёнок уже может произносить правильно основной звук.
Начинать использовать чистоговорки можно где-то после года, сразу же после того, как ребенок начинает делать попытки произнесения слов. Чистоговорки способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы. На первом этапе главная цель не заставить ребенка повторять за взрослым, а развить правильное восприятие речи, слуховое внимание. Педагог показывает карточку с картинкой и четко произносим чистоговорку. Затем можно немножко обсудить содержание картинки, но в конце опять же вернуться к прочтению чистоговорки. Когда малыш начинает говорить лучше, нужно побуждать его повторять за взрослым. Можно превратить игру в загадывание загадки. Нужно побуждать проговаривать первые слоги чистоговорки, затем - всю чистоговорку
В 2,5-3 года можно с карточками играть в логопедические игры.
Пример игры:
1. Произнести чистоговорку громко, шёпотом: прореветь чистогорку, как медведь; пропищать чистоговку, как мышонок и т.п.
2. Произнести чистоговорку медленно - быстро;
3. Отвечать на вопросы в форме чистоговорок. Например, берем карточку, знакомую ребенку, ту, которую выучили. И начинаем задавать вопросы чистогорками: «Са-са-са. Какая коса?» «Са-са-са. У кого коса?». Отвечать тоже нужно чистоговоркой.
В районе 3 лет можно усложнять игры. - Называть чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)
Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)
Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра-высокая гора, ра-ра - низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
В плане занятий с ребенком у чистоговорок огромный потенциал, так как их можно сотнями придумывать самим и включать в разные виды детской деятельности.
Чистоговорки обогащают словарный запас, уточняют понятия и значения слов, а так же играют немаловажную роль в развитии познавательных процессов и мыслительных операций. Их можно использовать на занятиях, прогулках, в процессе индивидуальной работы с детьми, а так же в свободной самостоятельной деятельности, как вспомогательное средство для развития словотворчества, воображения и фантазии детей.
Развиваем речь с помощью чистоговорок.
Подготовила
Учитель – логопед
Кустова О. А.
Чистоговорки – это короткие фразы, построенные таким образом, что в первой части чаще всего трижды или более раз повторяется один и тот же слог, а вторая часть представляет собой 3 – 4 слова, рифмующиеся с первой частью. Чистоговорка может состоять как из одной фразы, так и нескольких фраз связанных с одним действием или предметом. Последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например: «Ла-ла-ла - мы собрались у стола». Многократно повторяя один и тот же ударный слог, ребёнок доводит до автоматизма его произношение.
Логопедические чистоговорки можно использовать для того чтобы закрепить правильное произношение необходимых звуков в речи.
С помощью чистоговорок можно развивать и другие стороны речи. Так, их рифмы и ритмическое оформление облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент чистоговорки способствует формированию слухового и фонематического восприятия, внимания, памяти, стимулирует развитие языкового чутья. В процессе составления чистоговорок обогащается словарный запас, совершенствуется грамматический строй, связная речь ребёнка, активизируется его воображение.
Как работать с чистоговорками? Например, необходимо отработать ребёнком произношение звука [ Л]. Для этого:
Подбирает чистоговорку с этим звуком;
Произносим её с разной интонацией: вопросительной, повествовательной, восклицательной;
Проговариваем в быстром и медленном темпе;
Берём или придумываем другую чистоговорку с данным звуком и просим ребёнка закончить её самостоятельно нужным слогом или словом;
Просим произнести фразы так как бы это сделами медведь, лиса, комарик и тд.
Подбирая чистоговорки необходимо исключать те, в которых встречаются слова со звуками которые ребёнок не может правильно произносить.
Ещё боле интересно и полезно предложить ребёнку самому придумать чистоговорки или сделать это совместно с ним.
Са-са-са – на бумаге полоса.
Сы-сы-сы – у девчушки две косы.
Со-со-со – покатилось колесо.
Су-су-су – маме я цветы несу
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (кисель дадим лисе)
Ри – ри – ри – чисто говори.
Ря – ря – ря – алая заря.
Рю – рю – рю – нарисую я зарю.
Ри – ри – ри – на ветках снегири.
Ре – ре – ре – игры во дворе
Ро – ро – ро – на полу ведро.
Ры – ры – ры – фишки для игры.
Ра – ра – ра – весёлая игра.
Ру – ру – ру – гуси ходят по двору.
Ла – ла – ла - на полу юла.
Ла – ла – ла – прилетела к нам пчела.
Лу – лу – лу – стол в углу.
Лы – лы – лы – забиваем мы голы.
Ло- ло – ло – на горе стоит село
Ла-ла-ла, ла-ла-ла - наша белочка мала.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - есть у белочки дупло.
Ло-ло-ло, ло-ло-ло - там у белочки тепло.
Лу-лу-лу, лу-лу-лу - рада белочка теплу.
Жу-жу-жу - как-то еж пришел к ужу.
Жи-жи-жи - мне ужаток покажи.
Жу-жу-жу - я с ежами не дружу.
Жа-жа-жа - ёж уходит от ужа.
Жа-жа-жа – видели в лесу ежа.
Жу-жу-жу – спели песню мы ежу.
Жи-жи-жи – нас услышали ужи.
Же-же-же – приползли ужи к меже.
Ша, ша, ша - у меня лапша.
Ши, ши, ши - это малыши.
Шу, шу, шу - я флажком машу. Шу, шу, шу - я пилотку ношу.
Шок, шок шок - у меня Пушок. Ша-ша-ша - наша каша хороша.
За-за-за – на лугу стоит коза.
Зу-зу-зу – мы увидели козу.
Зе-зе-зе – травку дали мы козе. Зой-зой-зой – бежит козленок за козой.
Ца - ца - ца - это наша курица. Цо - цо - цо - мы выходим на крыльцо. Цу - цу -цу - мы похлопали певцу. Це - це - це- много зёрен в огурце.
Предварительный просмотр:
В последнее время большой популярностью стали пользоваться логопедические чистоговорки. Чистоговорки полезны для предотвращения вялости, для закрепления правильного произношения звуков в словах и фразе, а так же дифференциации и выработке отчетливой и внятной речи, умении говорить с различными темпами и интонациями. Ребенку должно быть интересно и весело, тогда данные навыки будут развиваться быстрее.
А так же чистоговорки используются для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Вы, наверное, замечали, как нелегко проговаривать слова с теми звуками, которые он только что научился произносить. Он уже понял, как расположить язычок или как вытянуть губы, но каждый раз ему приходится вспоминать об этом, если в слове попадается трудный звук. Но, проходит некоторое время, и никакие специальные усилия уже не нужны: и язычок, и губы запомнили правильное положение и делают все сами, без усилий, то есть автоматически. И чистоговорки станут замечательным помощником малыша в выработке того самого автоматизма. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках, но можно и придумывать самим. Например, если малышу плохо дается твердый звук «с», можно повторять вот такие стишки – чистоговорки:
СА - СА – СА - ВОТ ЛЕТИТ ОСА,
СО - СО- СО- ПОКАТИЛОСЬ КОЛЕСО.
Чистоговорки можно использовать и для развития у малыша чувства рифмы. Ведь последнее слово в них само просится на язычок. Произнесите, чистоговорку, «забыв» закончить. А малыш пусть попробует сначала подсказать вам нужное словечко, а потом произнесет весь стишок сам. В подобные игры хорошо играть в долгой очереди или в дороге. Вот еще примеры чистоговорок:
Зу – зу – зу, зу – зу – зу – зайку моем мы в тазу;
Жа – жа – жа – в лесу нашли ежа.
Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков существует достаточно способов, которые родители могут применить в домашних условиях. Здесь ценное качество для мам – уметь разговаривать с ребенком даже во время уборки. Даже, если с ребенком занимается логопед, вы не утомите малыша, лишний раз вспоминая дома забавные фразы. Мамы и сами могут придумывать забавные фразы типа:
Да – да – да – в огороде лебеда,
Ду – ду – ду – растут яблоки в саду,
Та – та – та – хвост пушистый у кота,
Ду – ду – ду – растут яблоки в саду.
Подача речевого материала в чистоговорках может происходить различными путями:
- слоговую часть произносят дети, а рифмованную воспитатель (родитель, учитель – логопед);
- слоговую часть произносят дети, только что освоившие звук данной чистоговорки, а рифмованную часть – дети, у которых в речи есть все звуки;
- слоговую часть произносит одна подгруппа – рифмованную другая;
- первую и вторую части чистоговорки произносят дети;
- прошагать (прохлопать) чистоговорку так, чтобы на каждый слог (слога не может быть без гласного звука) приходился один шаг (хлопок). Например: ла – ла - ла – ост – ра – я пи – ла. Если ребенок затрудняется в выполнении данного задания, взрослый шагает (хлопает) и проговаривает чистоговорку вместе с ним.
Желаю вам удачи!
УМНЫЕ ЧИСТОГОВОРКИ ЧИСТОГОВОРКА это нескучное, доступное, эффективное средство формирования хорошей речи. Используются чистоговорки для улучшения произношения отдельных звуков и для их автоматизации. Т.е ЧИСТОГОВОРКИ это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого-то звука при регулярном их повторении. Лучше использовать чистоговорки со зрительной опорой схематично рисовать маленькие опорные картинки, во время чтения чистоговорок. Ведь ребенку гораздо интереснее проговорить и заучить чистоговорку, рассматривая забавные картинки, чем просто повторять за взрослым звуки и слоги. Чистоговорки можно отыскать в логопедических книжках, а можно и придумывать самим.
Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущие смысловой нагрузки: Ба-бо-бы на дворе стоят столбы Бу-бы-ба из окна торчит труба Жи-жи-жи здесь живут ежи Жа-жа-жа -есть иголки у ежа Жу-жу-жу молока дадим ежу Ло-ло-ло на улице тепло Лу-лу-лу стол стоит в углу За-за-за уходи домой коза Зу-зу-зу моем Катю мы в тазу Са-са-са бегает в лесу лиса Ра-ра-ра Кате спать пора
Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения. В котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку Лежат ежи у ёлки. У ежат иголки А внизу похожие на маленьких ежат Шишки прошлогодние на траве лежат. Дни и ночи напролет Роет землю старый крот. Что же нужно там кроту? - Потемнее темноту. Полосатые матрасы Полоскала дочка Злата. Полоскала. Полоскала - Полосатой речка стала.
Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т. е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства ритма и рифмы. При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост. В данном варианте чистоговорок желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием. Например: елки – елки – елки – крошки ищут гелки, арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т. д. Чистоговорки по лексическим темам можно произносить: меняя силу голоса, т. е. громко, тихо, шепотом в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.