Исторические вехи развития экспериментальной психологии. История развития экспериментальной психологии. Шпаргалка: Экспериментальная психология Первые экспериментальные исследования по психологии

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное бюджетное государственное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Профессиональное обучение, педагогика и психология»

Курсовая работа

по дисциплине «История психологии»

Становление экспериментальной психологии

Разработал студент гр. ПЛБ 411

Силкина Н.В.

Руководитель

Профессор

Рожкова А.В.

2017г

Введение

Заключение

Введение

В современной психологии существуют разные оценочные позиции относительно роли, которую играют экспериментальные исследования. Неоспоримо, что именно экспериментальный метод дает «идеальные» точки опоры, позволяющие разобраться в многообразии научных методических подходов в психологии. В обучении психологическому экспериментированию произошла существенная перестройка самих учебников, отразившая изменение соотношения этой базовой дисциплины с другими теоретическими курсами.

Цель работы - изучить становление экспериментальной психологии.

Объект исследования - экспериментальная психология.

Предмет исследования - становление экспериментальной психологии.

– изучить становление экспериментальной психологии за рубежом;

– рассмотреть открытие и становление Психоневрологического института;

– проанализировать становление экспериментальной психологии в 1910-1920-е годы;

– изучить становление экспериментальной психологии на базе Психологического института РАО им. Л.Г. Щукиной.

1. Становление экспериментальной психологии за рубежом

1.1 Зарождение экспериментальной психологии: Э. Вебер, Г. Фехнер

Согласно К.А. Рамулю, первые психологические исследования проводились уже в XVI веке, но довольно большое количество их упоминаний относятся к XVIII веку. При этом он отмечает:

– первые психологические опыты носили случайный характер и не были поставлены с научной целью;

– систематическая постановка психологических экспериментов с научной целью появляется только у исследователей XVIII в.;

– большая часть данных исследований была связана с элементарными зрительными ощущениями.

В первой четверти XIX в. немецкий философ, педагог и психолог И.Ф. Гербарт (1776-1841) провозгласил психологию самостоятельной наукой, которая должна основываться на метафизике, опыте и математике. Несмотря на то, что в качестве основного психологического метода им был признан метод наблюдения, а не эксперимент, идеи этого ученого оказали сильнейшее влияние на взгляды основоположников экспериментальной психологии - Э. Вебера, Г. Фехнера, В. Вундта.

Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимися в середине XIX века исследованиями в физиологических лабораториях элементарных психических функций: ощущений, восприятия, времени реакций. Эта работа обусловила зарождение идеи о возможности создания экспериментальной психологии как особой науки, которая могла бы отличаться от философии с одной стороны и физиологии с другой.

Эрнст Генрих Вебер (1795-1878, Лейпциг) - немецкий анатом и физиолог, один из основоположников научной психологии, внесший в нее идею измерения. Изучал тормозящее влияние блуждающего нерва на деятельность сердца (1845). Проводил свои исследования, прежде всего в области физиологии органов чувств: слуха, зрения, кожной чувствительности. Исследовал эффект температурной адаптации: если сначала поместить одну руку в прохладную воду, а другую в горячую, то теплая вода после этого будет казаться для первой руки более теплой, чем для второй. Разработал схему экспериментального исследования осязания, для чего сконструировал по типу циркуля особый прибор («эстезиометр» или «циркуль Вебера»), при помощи которого оценивал расстояние, достаточное, чтобы два прикосновения к поверхности кожи не сливались в одном ощущении. В этих исследованиях Э. Вебер определил, что данное расстояние различно для различных участков кожи и, следовательно, кожа обладает разной чувствительностью. В 1834 г. провел свои всемирно известные исследования, в которых установил зависимость между силой физических раздражителей и вызываемыми ими ощущениями (психофизический закон Вебера - Фехнера). Создал ряд методик и приборов для определения порога кожной чувствительности. Работы Э. Вебера положили начало новым научным направлениям - психофизике и экспериментальной психологии. Ученый занимался также исследованиями по определению абсолютной силы мышц, изучением механизмов ходьбы и других видов двигательной активности .

Густав Теодор Фехнер (1801-1887, Лейпциг, Германия). Исследования этого немецкого ученого в области ощущений, выполненные в XIX в., заложили фундамент современной экспериментальной психологии. Они позволили ему обосновать несколько законов, в том числе основной психофизический закон. Г. Фехнер разработал ряд методов косвенного измерения ощущений, в частности три классических метода измерения порогов (метод минимальных различий, метод средних ошибок, метод постоянных раздражений). Г. Фехнер в работе «Элементы психофизики» (1860) сформулировал основную задачу психофизики: разработать точную теорию соотношения между физическим и психическим мирами, а также между душой и телом. Он различал две психофизики: внутреннюю (она должна разрешить вопрос о соотношении между душой и телом, т.е. между психическим и физиологическим) и внешнюю (ее задача - соотношение между психическим и физическим). Г. Фехнер разработал только внешнюю психофизику. Его целью было измерение ощущений. Поскольку раздражитель, который вызывает ощущения, может быть измерен, Г. Фехнер предположил, что измерить ощущение можно, измерив интенсивность физического раздражителя. Точкой отсчета при этом выступала та минимальная величина раздражителя, при которой возникает первое, едва заметное ощущение. Эго нижний абсолютный порог. Г. Фехнер принял допущение, что все едва заметные разницы в ощущениях равны между собой, если равны приросты между раздражителями, которые происходят в геометрической прогрессии. Разностный порог Г. Фехнер избрал в качестве меры измерения ощущения. Таким образом, интенсивность ощущения равна сумме разностных порогов. Эти рассуждения и конкретные математические вычисления привели Г. Фехнера к известному уравнению, в соответствии с которым интенсивность ощущения пропорциональна логарифму раздражителя. Г. Фехнер впервые осуществил приложение математики к психологии. Это возбудило интерес и, конечно, критику. Было замечено, что закон верен лишь в известных пределах, т.е. если интенсивность раздражителя возрастает, то, в конце концов, наступает такая величина этого раздражителя, после которой любое его увеличение уже не приводит к увеличению ощущения. Соглашаясь с критиками в деталях, он говорил: «Вавилонская башня не была достроена потому, что работники не могли столковаться относительно способа ее постройки; мой психофизический монумент уцелеет, потому что работники не могут столковаться относительно способа его разрушения» .

Таким образом, психофизика явилась важным источником, на базе которого формировалась экспериментальная психология.

1.2 Психометрия как основа экспериментальной психологии

Другой областью, на базе которой выросла экспериментальная психология, является психометрия. Ее предметом является измерение скорости протекания психических процессов: ощущений и восприятий, простейших ассоциаций. Эта линия в психологии началась в астрономии. Было замечено, что реакция на воздействие никогда не происходит немедленно, всегда есть некоторое запаздывание ответа на сигнал. Был установлен факт индивидуальных различий в скорости восприятия. Разница в показаниях между отдельными наблюдателями была названа Бесселем «личным уравнением». Началось измерение времени личного уравнения. Оказалось, что даже у одного человека оно может быть различным. Выяснилось, что одним из условий, существенно влияющим на это время, является го обстоятельство, ожидается или не ожидается сигнал.

Большой толчок для исследований в области психометрии был дан изобретением астрономами специального аппарата для измерения времени реакции - хроноскопа.

Настоящее развитие психометрия получила в исследованиях голландского физиолога Франц Дондерса (1818-1889), который изобрел методику исследования времени сложных психических процессов («Время реакции», 1869). Сначала измерялось время простой реакции, т.е. время, протекающее с момента появления какого-нибудь простого слухового или зрительного раздражителя до момента ответного на него движения. Потом задание усложнялось и получало форму реакций выбора, реакций различения. Измерялось время этих более сложных реакций. Затем из времени сложных реакций вычиталось время, затрачиваемое на простую реакцию, остаток приписывался тому психическому процессу, который требуется для операции выбора, различения или решения других задач. В настоящее время работа Ф. Дондерса получила новое прочтение в рамках когнитивной психологии, в связи с проблемой нахождения экспертного критерия для суждения об уровневой организации психики, в 1969 г. она была переиздана.

Большой вклад в психометрию внес австрийский физиолог Зигмунд Экснер (1846-1926). Он ввел термин «время реакции». Исследования количественных аспектов психических процессов открыли возможность объективного подхода к психическим явлениям. В этом заключается значение работ в области психофизики и психометрии. Их результаты способствовали материалистическому пониманию психики. Сама постановка вопроса о протекании психических процессов во времени встретила резкую критику со стороны идеалистов.

Весомый вклад в развитие психологического эксперимента внесли и другие немецкие ученые. Экспериментальные исследования в Германии проводили также Г.Э. Мюллер (1850-1934), О. Кюльпе (1862-1915), О. Зельц (1881-1944).

Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821-1894) с помощью физических методов он измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне, чем положил начало изучению психомоторных реакций. До настоящего момента переиздаются его работы по психофизиологии чувств: «Физиологическая оптика» (1867) и «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» (1875). Его теория цветового зрения и резонансная теория слуха актуальны до сих пор. Идеи Г. Гельмгольца о роли мышц в чувственном познании были в дальнейшем творчески развиты русским физиологом И.М. Сеченовым в его рефлекторной теории.

Под влиянием психофизики Г. Фехнера Герман Эббингауз (1850-1909) выдвинул в качестве задачи психологии установление факта зависимости психического явления от определенного фактора. Реализовал идею о количественном и экспериментальном изучении не только простейших психических процессов, таких как ощущения, но и памяти на основе запоминания слогов. Первым осуществил экспериментальные исследования памяти. Для этого поставил множество опытов на самом себе, прежде всего, но запоминанию бессмысленных слогов - искусственные сочетания речевых элементов (две согласные и гласная между ними), не вызывающие никаких смысловых ассоциаций. Разработал несколько методик для исследования процессов памяти, тест для выявления умственного развития. Открыл «фактор края» (более эффективное запоминание первых и последних слогов ряда). Вывел «кривую забывания», согласно которой наибольший процент материала забывается в период, следующий непосредственно за заучиванием. Эта кривая приобрела значение образца, по типу которого строились в дальнейшем кривые выработки навыка, решения проблемы и т.д. Экспериментальные исследования памяти были отражены им в книге «О памяти» (1885). Г. Эббингаузу также принадлежит ряд важных работ по экспериментальному изучению зрительного восприятия.

1.3 Экспериментальная психология Вильгельма Вундта

Первый план зарождения экспериментальной психологии выдвинул Вильгельм Вундт (1831-1920). Он является основателем экспериментальной психологии. В 1879 году в Лейпциге (Германия) В. Вундт открыл первую в мире лабораторию психологических исследований, преобразованную вскоре в институт, который долгие годы был важнейшим международным центром и единственной в своем роде школой экспериментальной психологии для исследователей из многих стран Европы и Америки. В 1883 г. В. Вундт основал первый в мире журнал экспериментальной психологии «Philosophische Studien» («Философские исследования»). Создал концепцию, где предмет психологии - сознание, его содержание. Пытался строить психологию по тому же принципу, по которому строятся естественные науки, в частности, физика и химия (элементы сознания). В статье 1862 года им в качестве основного экспериментального метода был объявлен метод интроспекции. Эксперимент лишь уточняет данные самонаблюдения. В 1863 году в курсе лекций по психологии высказал соображение о том, что эксперимент не может являться единственным источником знания, следует использовать также этнологические наблюдения (язык, мифы, обычаи).

В работе «Основы физиологической психологии» (1874) В. Вундтом изложены результаты экспериментального изучения ощущений, чувств. Методы исследования заимствованы из физиологии. В этом груде психология предстает как точная наука. Саму идею эксперимента В. Вундт позаимствовал у Г. Фехнера. Экспериментом он считал такое исследование, когда путем планомерного изменения раздражителя можно изменять проявления, т.е. это такое исследование, в котором есть приборы, вычисления.

1.4 Становление экспериментальной психологии в Америке и во Франции

Основатель американской экспериментальной психологии - Стэнли Грэнвилл Холл (1844-1924, США). В 1876 он подготовил докторскую диссертацию, посвященную мышечной перцепции пространства. С. Холл учился сначала в лаборатории Вундта, а потом у Гельмгольца. Вернувшись в США в 1883, основал психологическую лабораторию в университете Джона Хопкинса. Позднее С. Холл становится первым президентом Американской психологической ассоциации. При изучении проблемы стадиальности развития животных и человека С. Холл вышел за рамки только лабораторных экспериментов .

Джеймс Маккин Кеттелл (1860-1944) внес существенный вклад в развитие экспериментальной психологии в Америке. Он создал психологические лаборатории в 2-х университетах. Дж. Кеттелл занимался исследованием проблем человеческого поведения, образования, организации науки; разрабатывал методы психологических измерений и различные практические приложения принципов психологии. Родоначальник методов тестирования, автор ряда психологических тестов, президент первого Американского международного психологического конгресса, редактор многих научных изданий, среди которых - «Психологическое обозрение» («Psychological Review»), «Американские ученые» («American Men of Science»), «Научный ежемесячник» («Scientific Monthly») и «Наука» («Science»). Был ассистентом В. Вундта в Лейпциге. Его экспериментальные исследования (в области изучения ассоциаций, времени реакции, чтения, психофизики) акцентировали проблему индивидуальных различий. Он первым ввел понятие интеллектуального теста. Его приемниками стали Э.Л. Торндайк (автор метода проб и ошибок, примененного в исследованиях научения) и Р.С. Вудворте (автор учебника по экспериментальной психологии, 1950).

Теодюль Арман Рибо (1839-1916) - французский психолог, родоначальник опытного направления во французской психологии. Профессор Сорбонны (1885) и Коллеж де Франс (1888), где был директором (1889) первой французской психологической лаборатории. Основатель и редактор первого во Франции психологического журнала «Revue philosophique». Председатель 1-го Международного психологического конгресса (Париж, 1889). Выступив против спиритуализма так называемой эклектической школы (В. Кузен и другие), господствовавшей во французской философии и психологии середины 19 века, Т. Риоо попытался на основе критического анализа основных направлений современной ему психологии (английской с ее ассоцианизмом и немецкой с ее атомизмом) сформулировать программу новой, экспериментальной психологии, которая изучала бы высшие психические процессы и личность в целом. В отличие от В. Вундга Т. Рибо имел в виду, прежде всего, психопатологический эксперимент («болезнь является самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое искусство»). Это во многом определило характер всей идущей от Т. Рибо традиции во французской психологии.

Экспериментальная психология охватывает изучение общих закономерностей психологических процессов, но также и индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций. В недрах экспериментальной психологии зарождается дифференциальная психология как отрасль, занимающаяся изучением индивидуальных различий между людьми и группами.

Первоначально главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, которые анализировались с помощью интроспекции. Но с появлением эксперимента и возможностью его проведения в дальнейшем исследования начинают проводиться над животными, над душевно больными людьми и детьми.

психоневрологический эксперимент психометрия

2. Становление экспериментальной психологии в России в начале ХХ века

2.1 Открытие и развитие Психоневрологического института

История Московского психологического общества (МПО) начинается 24 января 1885 года, когда оно провело свое первое заседание. Общество было создано при Московском университете группой профессоров разных факультетов по инициативе заведующего кафедрой философии Матвея Михайловича Троицкого. К его учреждению ученый привлек профессоров всех факультетов Московского университета. 15 из них вместе с самим профессором М.М. Троицким явились учредителями Психологического общества .

В 1907 г. в С.-Петербурге открылся Психоневрологический институт, высшее учебное и научное учреждение, целью которого было всестороннее изучение человека и построение прикладных дисциплин для целей педагогики, медицины и криминологии. Как вспоминал студент этого института, А.Р. Палей, впоследствии - советский писатель-фантаст, «это было весьма оригинальное учебное заведение, и название отнюдь не дает полного представления о его подлинном характере. То был настоящий университет с различными факультетами - как естествоведческими, так и гуманитарными. Только университет не государственный, а основанный общественными организациями. Программы и порядок обучения в нем были направлены на то, чтобы воспитывать не узких, а всесторонне образованных специалистов. Поэтому курс обучения продолжался на год более, чем в государственных университетах. Чтобы закончить медицинский факультет, требовалось не пять, а шесть лет. Первый курс был общеобразовательным - будущие врачи проходили гуманитарные предметы. Программа юридического факультета укладывалась не в четыре, а в три года - за счет интенсивности занятий. Но перед этим надо было пройти два годовых курса общеобразовательных предметов. Будущие юристы знакомились также с анатомией, физиологией, только в объеме не медицинских факультетов, а фельдшерских школ. Курс же русской литературы был обязателен для всех факультетов. Но и название института - психоневрологический - было совсем не случайным. Недаром одним из его главных руководителей был академик В. М. Бехтерев» .

Президентом института был известный ученый, академик В.М. Бехтерев. В число слушателей принимались лица обоего пола со средним образованием. Психоневрологический институт В. М. Бехтерева одним из первых в истории высшей школы воплощал концепцию интеграции науки, образования и практической деятельности. Гармоничное сочетание естественнонаучного и гуманитарного знания, теоретического и практического изучения научных проблем составляло специфику образовательной деятельности вуза. В институте успешно занимались научной работой и преподавали В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев, М.М. Ковалевский, И.А. Бодуэн де Куртенэ .

Институт планировался как высшее научно-учебное учреждение, «в котором могли бы разрабатываться все вопросы психологии и неврологии, включая вопросы внушения и гипноза, патологической психологии, невропатологии, экспериментальной педологии и криминальной антропологии». Институт отличался высокой степенью свободы и независимости, что привело к тому, что он стал одним из центров распространения антиправительственных идей. В 1914 г., накануне войны, министр народного просвещения Л.А. Кассо в письме управляющему делами Совета министров И.Н. Лодыженскому сообщал: «Состав профессоров и преподавателей института (153 чел.) отличается совершенно определенным противоправительственным направлением и на изменение этого состава Министерство не может влиять, так как избрание их производится институтом самостоятельно и об избранных лицах лишь сообщается в Министерство для сведения». Однако Совет министров, признавая, что антиправительственная агитация подлежит искоренению, на заседании 2 июля высказался против закрытия. В свою очередь, Николай II поддержал министра народного просвещения и 18 июля 1914 г. подписал резолюцию, в которой повелевал закрыть институт. Но начавшаяся война, а также уверения администрации в полной лояльности и готовности предоставить помещения и ресурсы в помощь армии, позволили В.М. Бехтереву избежать закрытия его любимого детища .

К 1917 г., за 9 лет существования Института из лаборатории его вышло 15 научных трудов по вопросам физиологии и психологии ребенка и сверх того, в связи с его деятельностью, напечатано около 20 работ .

2.2 Становление экспериментальной психологии в 1910-1920-е годы

1910-1920-е годы в психологии представляли собой пеструю картину, где выделялись основные течения: эмпирическая психология, фрейдизм, поведенчество, социально-ориентированные направления. В.А. Мазилов отметил особое внимание к методологическим вопросам в России (а затем в СССР), связанное «с некоторыми особенностями российской ментальности - стремлением непременно «дойти до самой сути», а не довольствоваться прагматическими следствиями. В силу известных обстоятельств после Октябрьского переворота 1917 г. для российской психологии актуальной стала разработка методологии на определенных философских основах. Повышению внимания к методологическим вопросам способствовало обострение кризиса в мировой психологической науке» .

Вопросами методологии экспериментальной психологии занимались Н.Н. Ланге, М.Я. Басов, П.П. Блонский, В.А. Вагнер, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, позже - Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, А.В. Петровским, А.А. Смирновым, Л.И. Анциферовой, К.А. Абульхановой, П.И. Зинченко, А.В. Брушлинским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, Б.Ф. Ломовым, Е.В. Шороховой, К.К. Платоновым и др. В тени их известных произведений осталось множество больших и не очень больших работ других авторов-современников, которых также заботила судьба науки. Кто-то из этих ученых были так называемыми «провинциальными» психологами , кто-то - известными, но вопросы, о которых они писали, были посвящены темам, которые сейчас мы относим к методологическим - истории становления основ психологии.

Обозначим некоторых авторов, чей интерес условно, «из рамки того времени», можно обозначить как методология психологии, а для нас сейчас - история методологических исследований. Подобные современные изыскания продвигаются всегда трудно, ибо не преодолена главная трудность - поиск изданий; к сожалению, часто бывает так, что, либо нет источника, либо просто не понятно, где искать. Коротко остановимся на тех работах, чьи авторы, окидывая взором непростой ландшафт современной им науки, предлагали свое видение этой картины и новую область исследования, должную стать, по их мнению, доминирующей в психологии.

Рассматривая содержание малоизвестных психологических работ, посвященных историко-методологическому осмыслению проблем экспериментальной психологии, их можно разделить их на группы: анализ ситуации в психологии в целом, описание существующих направлений, им характеристика; обоснование новой области психологии; подробный анализ одного направления, считаемого автором своеобразным лидером в современной науке; обзоры-мнения по следам методологических дискуссий, происходивших на съездах.

Петр Иосифович Кругликов одно время сотрудничал в Казанском Институте НОТ (1921 г.) вместе с И.М. Бурдянским, А.Р. Лурией, в 1923 г. выбыл из психотехнической лаборатории Института НОТ (вместе с Лурией). Был автором книг по обучению заочника, организации краеведческой работы. В своей малоизвестной книге «В поисках живого человека» Кругликов, назвав себя «историком, интенсивно чувствующим потребность в «правильной» психологии, которая давала бы в руки знание мотивов человеческого поведения» , пытался обосновать новую психологию, свободную от «идолов» (по Бэкону): «они искажают образ живого человека, скрывают от нас живые свойства человеческой природы, мешают нам понять истинные пружины человеческого поведения в истории, стимулы, побуждающие человека, с одной стороны, к созиданию культуры, общества и собственного благополучия, с другой стороны, к их разрушению» . Автор призывал на помощь историков, этнологов и экономистов для создания новой психологии. По его мнению, такой наукой должна быть философская дисциплина, «объединенная задачей изучения наследственных свойств природы человеческой, их исторических проявлений и исторических изменений», - историческая антропология, предметом исследования должен стать человек или группа на фоне истории, цель - ответить на вопросы: «1) какими эти люди вышли из рук природы; 2) как история «делала» этих людей; и 3) как они делали историю. Мы исследуем пол и разновидность, т.е. наследственную природу (генологическое изучение), исторический тип (типологическое изучение), исторического деятеля, частичного (в большей или меньшей степени) созидателя культурно-общественного целого, творца данного исторического общества (койнологическое изучение). Перед нами …исторический человек» . Историческим деятелем автор считал всякого человека, а не только выдающуюся личность.

«История движется по равнодействующей, которая определяется давлением огромного количества бесконечно малых величин. Среди них центральное место занимают элементы пассивной внушаемости, недальновидности, увлечения непосредственными, ближайшими мелкими заботами и интересами дня. Не будь этих элементов, равнодействующая история приняла бы совершенно другое направленно. Вот почему люди, поведение которых определяется этого сорта «бесконечно малыми», являются историческими деятелями как раз именно благодаря своей пассивной внушаемости, недальновидности, увлечению непосредственными, ближайшими, мелкими интересами и заботами дня» . Именно в этом состоят их определяющее воздействие на характер культурно-общественного целого, среди которого они живут, и на ход исторического развития, их вклад в историю. Метод, который призван стать основным, - биографический. Белорусский психолог Александр Александрович Гайворовский (1899-1963) отметил, что современная экспериментальная психология изучает процессы и функции сознания и нервной деятельности личности, но в ней отрасли, которая бы изучала личность в целом, он называл ее «индивидуалогией» и описал задачи, стоящие перед ней: изучение конституции, ее типов в их биологическом и социальном значении (социально-биологическая типология); изучение внешних факторов и условий проявлений личности (факторология); изучение внутренних стимулов и задатков, обуславливающих развитие и поведение личности (потенциология); изучение характера, как типа проявлений (поведения) личности, обусловленных сложившимся взаимоотношением среды, конституции и наследованных задатков (характериология); изучение физиологических механизмов нервной системы и деятельности эндокринных желез (реактология и рефлексология); изучение внутреннего содержания личности, как реальной интенциональной системы социально-биологической жизнестойкости организма (психология); изучение природы знания личностью окружающей ее среды (гносеология и феноменология). По мнению автора, несмотря на изучение различных областей, объединенных единым, но многогранным объектом, «говорить об эклектике здесь, конечно, совершенно невозможно, так как имеется налицо стройная система, объединяющая между собою все эти отдельные задачи научного исследования».

Георгий Юрьевич Малис (1904-1962), ленинградский педолог, работавший в Кабинете государственного института по изучению преступника и преступности НКВД, отмечал, что психология «создала много ценного, поняла многое, за исключением лишь того, как строится простая, незаметная жизнь человека» . Психологи различных направлений подходят к феноменам сознания в разных плоскостях, но не рассматривают социальную зависимость мыслящего субъекта, в итоге все чаще подвергается сомнению ценность научной психологии. Г.Ю. Малис надеялся, что такая психология будет построена. «Повсюду… мы будем изучать… психику и деятельность активно борющейся за право на существование социальной единицы» , т.е. это будет учение о поведении общественного человека - социальная психология. Далее: «борьбу за социальную психологию… будут возглавлять (наряду с психотехническими центрами) криминологические институты. Личная жизнь человека на протяжении еще долгих лет для психологического анализа полностью будет недоступна. Только явная ее асоциальная направленность дает коллективу право на объективное вмешательство» . Автор уверен, что вскоре психология как учение о феноменах и состояниях сознания превратится в точную дисциплину, «стройным зданием возвышающуюся над достижениями социальных естественных наук».

2.3 И.М. Сеченов, Н. Н. Ланге и А.Ф. Лазурский

В отечественной психологии Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) выдвинул психологическую концепцию, в которой определил предмет научного познания в психологии. С его точки зрения предметом психологии должны были стать психические процессы. Тем самым он оказал влияние на становление экспериментальной психологии в России. Далее экспериментальные исследования были продолжены А.Ф. Лазурским. Его интересовали вопросы личности, характера человека, он предложил метод естественного эксперимента.

Одним из основателей экспериментальной психологии в России является Николай Николаевич Ланге (1858-1921). Изучал ощущения, восприятие, внимание. Его работы ознаменовали начало открытой борьбы за утверждение экспериментального метода в отечественной психологии и тем самым явились крупным вкладом в экспериментальную психологию. Будучи учеником В. Вундта, возвратившись из Германии, Н.Н. Ланге в Новороссийском университете (Одесса) открывает первую в России лабораторию экспериментальной психологии.

Впервые предложил понятие естественный эксперимент Александр Федорович Лазурский (1874-1917). Он был одним из организаторов и активных участников всероссийских съездов по педагогической психологии и экспериментальной педагогике. С 1895 года работал в психиатрической лаборатории, где и проводил исследования по клинической психофизиологии. Сотрудничал с А.П. Нечаевым. С 1904 года они совместно начинают проводить экспериментальные исследования по педагогической психологии. Организуется комиссия при данной лаборатории по разработке экспериментальных методов в психологии. А.Ф. Лазурский одним из первых начал проводить исследования личности в естественных условиях деятельности испытуемого.

2.4 Психологический институт РАО им. Л.Г. Щукиной

Основателем и директором первого в России Московского психологического института экспериментальной психологии при Московском университете был Георгий Иванович Челпанов (1862-1930). 1911/1912 - первый учебный год. Институт был создан на средства мецената С.И. Щукина. Официальное открытие института состоялось в марте 1914 года. Традиция преподавания экспериментальной психологии началась именно с его лекций (впервые курс экспериментальной психологии был прочитан Г.И. Челпановым в 1909/1910 уч. году). Положительной стороной деятельности института являлась высокая экспериментальная культура проводившихся под руководством Г.И. Челпанова исследований. Из круга молодых сотрудников этого института вышло несколько крупных отечественных психологов (К.Н. Корнилов, Н.А. Рыбников, Б.Н. Северный, В.Н. Экземплярский, А.А. Смирнов, Н.И. Жинкин и др.), работавших в советское время. В 1915 году впервые Г.И. Челпановым издается учебник «Введение в экспериментальную психологию», в котором большое значение отводится практикуму .

В первые послереволюционные годы ученые института должны были либо покинуть его (Г.И. Челпанов, М.М. Рубинштейн, С.Н. Шпильрейн), либо адаптироваться к марксистской, диалектико-материалистической идеологии (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.Г. Гелерштейн, К.Н. Корнилов, С.В. Кравков, А.Р. Лурия, И.Н. Шпильрейн). Однако при этом они стремились откликнуться на достижения зарубежной науки, ассимилировать и соотнести их с условиями развития отечественной психологии в советское время. Хорошо известна реактологическая программа К.Н. Корнилова как вульгарно-материалистическая модификация бихевиоризма или культурно-историческая теория Л.С. Выготского как отклик на французскую социологическую школу и труды П. Жане, Ж. Пиаже и др. Эта теория доныне является существенным вкладом российской психологии в мировую гуманитарную науку.

Гораздо менее известна роль психологов института в ассимиляции и развитии достижений психоанализа З. Фрейда. Так, в 1920-е гг. тогдашний ученый секретарь института А.Р. Лурия и другие его ученые - Л.С. Выготский (1930), Б.Д. Фридман (1925), а также Б. Быховский (1923), В.Н. Волошинов (1927) и др. - связывали один из путей развития отечественной психологии с построением фрейдомарксизма. Ныне психоанализ является одним из наиболее востребованных методологических подходов в различных областях современной психологии и психотерапии, в т. ч. при изучении взаимодействия бессознательного и рефлексии в измененных состояниях сознания личности.

Во второй же половине ХХ в. ученые института, разрабатывая проблемы общей и педагогической психологии, стали вести теоретико-экспериментальные исследования по изучению рефлексивных процессов (Л.В. Берцфаи, М.Э. Боцманова, В.В. Давыдов, Л.Л. Гурова, Н.И. Гуткина, А.З. Зак, А.В. Захарова, Г.И. Катрич-Давыдова, А.К. Осницкий, И.В. Палагина, В.В. Рубцов, И.Н. Семенов, В.И. Слободчиков, С.Ю. Степанов, Г.А. Цукерман и др.), ассимилируя труды западных философов и психологов по сознанию и рефлексии (А. Буземан, Э. Гуссерль, В. Дильтей, Д. Дьюи, К. Роджерс, О. Кюльпе, А. Марк, Ж. Пиаже, З. Фрейд и др.). Поэтому важным направлением логики развития психологической науки в институте стало продвижение от анализа психических реакций (К.Н. Корнилов) и явлений сознания и бессознательного (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, С.В. Кравков, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Шпильрейн) через изучение осознанной саморегуляции и сознательности личности (А.Н. Леонтьев, Л.Л. Гурова, О.А. Конопкин, Ю.А. Миславский, А.К. Осницкий, Е.М. Бохорский) к исследованию роли рефлексии в психическом развитии (Н.И. Непомнящая, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Б.Д. Эльконин), теоретическом мышлении (В.В. Давыдов, Г.И. Катрич-Давыдова, А.З. Зак, В.В. Рубцов) и в творческом процессе (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов, И.В. Палагина, А.В. Марков).

Одним из инновационных вкладов института в современную психологию является вызревание в нем предпосылок для возникновения на переднем крае науки такой малоизученной области психологического познания, как психология рефлексии, а также для дальнейшей ее трансформации в рефлексивную психологию - как новый быстроразвивающийся раздел современного человекознания. Социальная актуальность этого особенно нарастает в эпоху перемен, требующей рефлексивного осмысления быстроменяющихся обстоятельств общественной жизни.

XX век можно назвать веком бурного развития экспериментальной психологии. Однако, как отмечают исследователи (Б.Г. Ананьев, В.В. Никандров, М.Д. Коновалова и др.), появление все новых и новых психологических дисциплин обусловило «растаскивание» экспериментально-психологических проблем по разным разделам психологической науки и размывание ее границ как самостоятельной научной дисциплины.

В современных психологических словарях и справочниках, дающих определение «экспериментальной психологии», как правило, подчеркивается относительная несамостоятельность этой научной дисциплины, и отсутствуют указания на ее предмет. Так в «Психологическом словаре» (под ред. В.В. Давыдова и др.) экспериментальная психология - эго общее наименование областей и разделов психологии, в которых эффективно применяется метод лабораторного эксперимента. В словаре, под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, экспериментальная психология - это общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов.

Заключение

В начале XX в. широкое представление об экспериментировании позволяло включать в этот раздел первые психодиагностические разработки; исследования, сочетавшие интроспекцию с предъявлением того или иного стимульного материала (метод экспериментальной интроспекции, по В. Вундту); метод ассоциаций, или ассоциативные методики, применение которых в рамках эмпирической психологии сознания предшествовало разработке схем экспериментальных воздействий. Освоение схем планирования эксперимента в бихевиоризме обусловило неоправданное представление о поведенческом эксперименте как замещающем понятии психологического эксперимента. Отголоски этого замещения звучат и сейчас, когда для критики экспериментального метода объектом выбирается именно поведенческий эксперимент. В чем же заключается изменение представлений о психологическом экспериментировании, которые связаны с историей вопроса?

Во-первых, исторический кризис в психологии, который выразился в обособлении ряда психологических школ, имел в качестве одного из важнейших аспектов закрепление разноплановых исследований в качестве образцов экспериментирования как сбора опытных данных. В результате экспериментальными стали называть самые разные методы: от исследований мышления с помощью методики «рассуждения вслух» (опыты К. Дункера) до демонстрационных опытов в школе К. Левина.

Помимо выполненных в рамках этой школы действительно экспериментальных работ (Б. Зейгарник, В. Малер и др.) учениками Левина реализованы метод наблюдения Т. Дембо в ее исследовании динамики гнева и другие приемы. В отечественной литературе это связано, в том числе с переводом немецкого существительного der Versuch опыт, попытка (как эксперимент).

Во-вторых, сведение понятия экспериментирования к такому значению термина, как организация воздействий и фиксация «откликов» или следствий этих воздействий, породило необоснованное представление о психологическом экспериментировании как обязательно связанном с принятием естественно-научной парадигмы в отношении к познаваемому объекту. В результате те исследования, которые предполагали, кроме управления ситуационными или иными факторами, активность субъекта, обеспечивающего использование задаваемых (экспериментально) стимулов-средств, перестали опознаваться как экспериментальные. Удивительно, но даже психологи, усвоившие в своем базовом образовании основы культурно-исторической школы, стали настаивать на том, что исследования, выполненные в рамках использования методик двойной стимуляции, являются неэкспериментальными.

Казусом именно в этом контексте воспринимается противопоставление школ А. Н. Леонтьева и Л. С. Выготского. В данном случае свою роль играет смешение (неразличение) понимания предмета изучения с используемыми методическими средствами и схемами интерпретации опытных данных. Так сложилось, что именно преподавание курсов по методологии психологии предположительно должно было решать задачи представления связей теоретических подходов, понимания предмета изучения и используемых методов. Однако два аспекта построения учебных планов мешают адекватно представить студентам указанную проблематику. С одной стороны, это отстояние курсов экспериментальной психологии и методологии психологии во времени их преподавания. С другой стороны, неразличение предметов «Экспериментальная психология» и «Эмпирические методы в психологии» позволяло «складывать в одну корзину», якобы экспериментирования все способы методического освоения психологами предмета изучения.

Список использованных источников

1. Егорова С.Л. Место психоневрологического института в высшем образовании императорской России // Московское научное обозрение. - 2011. - №7 (июль). - С. 7-9.

2. Ждан А.Н. История Психологического общества при Императорском Московском университете (1885-1922) К 125-летнему юбилею МПО // Национальный психологический журнал. - 2010. - №1. - С. 34-38.

3. Квасова Ю.А. Экспериментальная психология. - Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2011. 142 с.

4. Мазилов В.А. Теория и метод в психологии: Период становления психологии как самостоятельной науки. - Ярославль: МАПН, 1998. - 359 с.

5. Прашкевич Г. Красный сфинкс. История русской фантастики от В.Ф. Одоевского до Бориса Штерна. - Новосибирск: Изд-во «Свиньин и сыновья», 2007. - 600 с.

6. Ростовцев Е.А., Сидорчук И.В. Первая мировая война и высшая медицинская школа Петрограда // Военно-медицинский журнал. - 2014. - № 9. - С. 81-84.

7. Семенов И.Н. К столетию психологического института РАО. Вехи, направления и методология исследований рефлексии в Московском психологическом институте // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2012. - № 4. - С. 76-107.

8. Стоюхина Н.Ю. К вопросу о российской экспериментальной психологии первые годы ХХ века // История российской психологии в лицах: Дайджест. 2016. - № 6. - С. 287-306.

9. Стоюхина Н.Ю. Проблемы изучения истории «провинциальной психологии» // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 1 (38). - С. 152-157.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Развитие экспериментальной психологии. Понятие социально-психологического климата, определяющие его факторы. Методики "Изучение психологического климата коллектива" и "Определение индекса групповой сплоченности Сишора". Опросник привлекательности труда.

    курсовая работа , добавлен 15.01.2014

    Научная деятельность В.М. Бехтерева, его вклад в отечественную психологию. Развитие идеи комплексного изучения человека и учения о коллективе. Г.И. Челпанов как представитель экспериментальной психологии, его гносеологические и философские исследования.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Естественнонаучные предпосылки становления психологии как науки и оформление внутри естествознания первых экспериментальных разделов психологии. Психометрия и психофизика – области науки, на базе которых выросла экспериментальная психология.

    реферат , добавлен 15.01.2008

    Возникновение психологии как науки об общественном мире и субъективной жизни, о душе. Первичная познавательная способность человека и зарождение экспериментальной науки. Отрасли психологии (детская, социальная, зоопсихология, педагогическая и другие).

    реферат , добавлен 19.09.2009

    История метода «эксперимент» в психологии и в России в частности. История процесса оформления психологии как экспериментальной науки. Сущность и виды метода «эксперимент» в психологии. Мысленный эксперимент как объективный метод исследования.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2008

    Первые достижения физиологии в связи с психологией. Истоки экспериментальной психологии. Взаимосвязь физиологии и психологии в рамках отечественной науки XIX – начала XX веков. Анализ психологического состояния человека по его физиологическим реакциям.

    реферат , добавлен 20.03.2011

    Особенности каузального подхода. Исторические предпосылки появления каузального подхода в экспериментальной психологии. Научная дискуссия по поводу каузального подхода на современном этапе. Методологическая стратегия, разработанная Л.С. Выготским.

    реферат , добавлен 28.11.2015

    Предмет, методология экспериментальной психологии. Экспериментальная психология и педагогическая практика. Неэкспериментальные методы в психологии. Организация психологического эксперимента, его место в деятельности педагога. Этика научного исследования.

    шпаргалка , добавлен 19.11.2010

    Предмет и методы психологии, ее взаимосвязь с другими науками. Исторические этапы развития психологических знаний. Развитие экспериментальной и дифференциальной психологии. Представители русской психосоциологической мысли: Потебня, Юркевич, Ушинский.

    книга , добавлен 29.01.2011

    Роль России в мировой психологической мысли. Психологические воззрения М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, А.И. Герцена. Учение о потребностях. Темперамент и характер. Зарождение экспериментальной психологии и рефлексологии. Принцип деятельности в психологии.

Успехи психологии были обусловлены внедрением в нее эксперимента. Это же относится к ее развитию в России. Научная молодежь стремилась освоить этот метод. Эксперимент требовал организации специальных лабораторий, Н. Н. Ланге организовал их в Новороссийском университете. В Московском университете лабораторную работу вел А А. Токарский, в Юрьевском - В. В. Чиж, в Харьковском - П. И. Ковалевский, в Казанском - В. М. Бехтерев.

В 1893 г. Бехтерев из Казани переехал в Петербург, заняв кафедру нервных и душевных болезней в Военно-медицинской академии. Восприняв сеченовские идеи и концепцию передовых русских философов о целостности человека как существа природного и духовного, он искал пути комплексного изучения деятельности человеческого мозга.

Пути достижения комплексности виделись ему в объединении различных наук (морфологии, гистологии, патологии, эмбриологии нервной системы, психофизиологии, психиатрии и др.). Он сам вел исследования во всех этих областях.

Будучи блестящим организатором, он возглавил многие коллективы, создал ряд журналов, где публиковались статьи также и по экспериментальной психологии.

В лаборатории психологии ведал врач по образованию А. Ф. Лазурский (1874-1917). Он разработал характерологию как учение об индивидуальных различиях.

Объясняя их, он выделил две сферы: эндопсихику как прирожденную основу личности и экзосферу, понимаемую как систему отношений личности к окружающему миру. На этой базе он построил систему классификации личностей. Неудовлетворенность лабораторно-экспериментальными методами побудила его выступить с планом разработки естественного эксперимента как метода, при котором преднамеренное вмешательство в поведение человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.

Благодаря этому становится возможным изучать не отдельные функции, а личность в целом.

Было построено исследовательское и учебное заведение, равного которому по условиям работы и оборудованию в то время в других странах не было.

Челпанов приложил немало усилий для обучения экспериментальным методам будущих научных работников в области психологии. Позитивной стороной деятельности института являлась высокая экспериментальная культура проводившихся под руководством Челпанова исследований.

При организации эксперимента Челпанов продолжал отстаивать как единственно допустимую в психологии такую разновидность эксперимента, которая имеет дело со свидетельствами наблюдений субъекта за своими собственными состояниями сознания.

Решающее отличие психологии от остальных наук усматривалось в ее субъективном методе.

Важным отличием сложившегося в России учения являлось утверждение принципа активности поведения. Резко обострился интерес к вопросу о том, каким образом, не отступая от детерминистской трактовки человека, объяснить его способность занимать активную позицию в мире, а не только быть зависимым от внешних стимулов.

Зарождается представление о том, что избирательный характер реакций на внешнее воздействие, сосредоточенность на нем имеют основание не в имматериальной силе воли, а в особых свойствах центральной нервной системы, доступных, как и все другие ее свойства, объективному познанию и экспериментальному анализу.

К сходным представлениям об активной установке организма по отношению к окружающей среде пришли независимо друг от друга три выдающихся русских исследователя - Павлов, Бехтерев и Ухтомский. Они занимались нейрофизиологией и исходили из рефлекторной концепции, но обогатили ее важными идеями. В функциях нервной системы был выделен особый рефлекс. Бехтерев назвал его рефлексом сосредоточения. Павлов назвал его ориентировочным, установочным рефлексом.

Этот вновь выделенный вид рефлексов отличался от условных тем, что, будучи ответом на внешнее раздражение, в виде комплексной мышечной реакции организма, он обеспечивал сосредоточенность организма на объекте и его лучшее восприятие.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1. Предмет и задачи экспериментальной психологии

Под экспериментальной психологией понимают

1. всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. (В. Вундт, С. Стивенсон и др.) Научная психология приравнивается к экспериментальной и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной версиям психологии.

2. Экспериментальную психологию иногда трактуют как систему экспериментальных методов и методик, реализуемых и конкретных исследованиях. (М.В. Мэтлин).

3. Термин "Экспериментальная психология" используется психологами для характеристики научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.

4. Под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь, включающую его планирование и обработку данных. (Ф.Дж. МакГигана).

Экспериментальная психология охватывает не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но также индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и др.

Задача эксперимента заключается не просто в установлении или констатации причинно-следственных связей, а в объяснении происхождения этих связей. Предметом экспериментальной психологии является человек. В зависимости от целей эксперимента, особенностей группы испытуемых (пол возраст, здоровье и т.п.) задачи могут быть творческими, трудовыми, игровыми, учебными и т.д.

Ю.М. Забродин считает, что основу экспериментального метода представляет процедура контролируемого изменения реальности с целью ее изучения, позволяющая исследователю войти с нею в непосредственный контакт.

2. История развития экспериментальной психологии

Уже в XVII веке обсуждались разные пути становления психологического знания и складывались представления о рациональной и эмпирической психологии. В XIX в. Появились психологические лаборатории и были проведены первые эмпирические исследования, названные экспериментальными. В первой лаборатории экспериментальной психологии В. Вундта использовался метод экспериментальной интроспекции (интроспекция – самонаблюдение человека за своей собственной психической активностью). Л. Фехнером были разработаны основы построения психофизического эксперимента, они рассматривались как способы сбора данных об ощущениях испытуемого при изменении физических характеристик предъявляемых ему стимулов. Г. Эббингауз проводил исследования закономерностей запоминания и забывания, в которых прослеживаются приемы, ставшие нормативами экспериментирования. Ряд специальных приемов получения психологических данных, в частности так называемый метод ассоциаций, предшествовал разработке схем экспериментального воздействия. Бихевиористские исследования (бихевиоризм – направление в психологии XX века, игнорирующее явления сознания, психики и всецело сводящее поведение человека к физиологическим реакциям организма на воздействие внешней среды.), уделившие первостепенное внимание проблеме управления стимульными факторами, выработали требования к построению поведенческого эксперимента.

Таким образом, экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX века изучением элементарных психических функций – ощущений, восприятия, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания экспериментальной психологии как особой науки, отличной от физиологии и философии. Первым мэтром эксп. психологии справедливо называют в. Вундта, основавшего в Лейпциге в 1879 году институт психологии.

Основателем американской эксп. психологии называют С. Холла, который в течении 3 лет учился в Лейпциге в лаборатории В. Вундта. Затем он стал первым президентом Американской психологической ассоциации. Из других исследователей следует назвать Джеймса Кеттэла, который также получил докторскую степень у В. Вундта (в 1886 г.). Он первым ввел понятие интеллектуального теста.

Во Франции Т. Рибо сформулировал представление о предмете экспериментальной психологии, которая, по его мнению должна заниматься не метафизикой или обсуждением сущности души, а выявлением законов и ближайших причин психических явлений.

В отечественной психологии одним из первых примеров методологической работы на пути осмысления нормативов экспериментирования является концепция естественного эксперимента А.Ф. Лазурского, которую он предложил в 1910г. на I-м всероссийском съезде по экспериментальной педагогике.

С 70-х годов учебный курс "Экспериментальная психология" читается в российских вузах. В "Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования" за 1995 год ему отводится 200 часов. Традицию преподавания экспериментальной психологии в российских университетах ввел профессор Г.И. Челпанов. Еще в 1909/10 учебном голу он читал этот курс на семинарии по психологии в Московском университете, а позже - при Московском психологическом институте (ныне - Психологический институт РАО).

Челпанов рассматривал экспериментальную психологию как учебную дисциплину по методике психологического исследования, а точнее - по методике эксперимента в психологии.

3. Методология экспериментальной психологии

Наука - это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Кроме того, термин "наука" относят ко всей совокупности знаний, полученных на сегодняшний день научным методом. Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д. Идеалом научного поиска считается открытие законов - теоретическое объяснение действительности. Наука как система знаний (результат деятельности) характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью. Наука как деятельность, прежде всего, характеризуется методом . Метод отличает науку от прочих способов получения знания (откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт и т.д.). Метод - совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. При теоретическом методе исследования ученый работает не с реальностью, а с представлением в форме образов, схем, моделей в естественном языке. Основная работа совершается в уме. Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. Ученый работает непосредственно с объектом, а не с его символическим образом.

В эмпирическом исследовании ученый работает с графиками, таблицами, но это происходит «во внешнем плане действия»; рисуются схемы, делаются расчеты. В теоретическом исследовании проводится «мысленный эксперимент», когда объект исследования подвергается различным испытаниям на основе логических рассуждений. Существует такой метод, как моделирование. В нем применяется метод аналогий, предположений, умозаключений. Моделирование используется тогда, когда нет возможности провести экспериментальное исследование. Различают «физическое» и «знаково-символическое» моделирование. Экспериментально исследуется «физическая модель». При исследовании с помощью «знаково-символической» модели объект реализуется в виде сложной компьютерной программы.

Среди научных методов выделяют: наблюдение, эксп6еримент, измерение .

В XX в. на протяжении жизни одного поколения научные взгляды на реальность менялись кардинально. Старые теории опровергались наблюдением и экспериментом. Итак, любая теория есть временное сооружение, и может быть разрушена. Отсюда - критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть отвергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным. Каждая теория - всего лишь предположение и может быть опровергнута экспериментом. Поппер сформулировал правило: "Мы не знаем - мы можем только предполагать".

При разных подходах к выделению методов психологических исследований критерием остается тот аспект его организации, который позволяет определиться в способах исследовательского отношения к изучаемой реальности. Тогда методики рассматриваются как процедуры или «техники» сбора данных, которые могут быть включены в разные структуры исследований.

Методология – система знаний, определяющая принципы, закономерности и механизмы использования методов психологического исследования. Методология эксп. психологии, как и любой другой науки, строится на основе определенных принципов:

· Принцип детерминизма – проявление причинно-следственных связей. в нашем случае – взаимодействие психики со средой – действие внешних причин опосредуется внутренними условиями, т.е. психикой.

· Принцип единства физиологического и психического.

· Принцип единства сознания и деятельности.

· Принцип развития (принцип историзма, генетический принцип).

· Принцип объективности

· Системно-структурный принцип.

4. Психологическое измерение

Измерение может быть самостоятельным исследовательским методом, но может выступать как компонент целостной процедуры эксперимента.

Как самостоятельный метод, он служит для выявления индивидуальных различий поведения субъекта и отражения имокружающего мира, а также для исследования адекватности отражения (традиционная задача психофизики) и структуры индивидуального опыта.

Экспериментальная психология - общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов. Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку.

Экспериментальная психология была подготовлена широко развернувшимся в середине XIX в. в физиологических лабораториях изучением элементарных психических функций - ощущений, восприятий, времени реакции. Эти работы обусловили зарождение идеи о возможности создания экспериментальной психологии. как особой науки, отличной от философии и физиологии.

Первый план разработки экспериментальной психологии выдвинул В. Вундт, у которого получили подготовку многие психологи из различных стран, ставшие в дальнейшем инициаторами создания экспериментально-психологических учреждений.

Если первоначально главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), то в дальнейшем эксперименты проводятся над животными (К. Ллойд-Морган, Э.Л. Торндайк), исследуются душевнобольные, дети.

Основные события в создании

* XVI век - первые сведения о психологических экспериментах.* XVIII век - начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).* 1860 - публикация книги Г.Т. Фехнера "Элементы психофизики", основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.* 1874 - публикация книги В. Вундта "Физиологическая психология".* 1879 - основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа. * 1885 - публикация работы Г. Эббингауза "О памяти", в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

СТРУКТУРАЛИЗМ - течение в психологии, воплощающее тот же подход, что обеспечил успех химии и физики: расчленение на составляющие элементы. Восходит к В. Вундту, который интересовался структурой сознания и считал главной задачей психологии изучение элементов сознания и выявление законов, по коим образуются связи между элементами. Он и его сторонники попытались применить его в анализе осознаваемого внутреннего опыта, назвав его "мыслительной материей" и стараясь выявить и описать его простейшие структуры. Сознание было разбито на психические элементы - своего рода "атомы". Приверженцы этой элементаристской доктрины были убеждены, что основной материал сознания - ощущения, образы и чувства. Роль психологии они сводили к возможно более детальному описанию этих элементов. Для достижения этого они применяли метод интроспекции экспериментальной - лучший, по их мнению, для психологии, отличающий ее от других наук. Но в этом методе обнаружились серьезные недостатки, да и "атомы" сознания оказались мало похожи на физические атомы, ибо склонны постоянно меняться и развиваться. Поэтому вскоре пришлось отказаться от взгляда на психологию как науку о структурах сознания, хотя в течение ряда лет он пользовался успехом.

Лекция 1. Основные понятия и принципы проведения

Психологического исследования

План

1. Специфика психологического исследования на разных уровнях методологии

2. История становления экспериментальной психологии

3. Общее представление о методологии науки

4. Научное исследование, виды психологических исследований

5. Теория в научном исследовании (научная проблема, гипотеза, ее уровни)

6. Основные общенаучные исследовательские методы

История становления экспериментальной психологии

Краткие сведения из истории становления экспериментальной психологии.

Тысячелетия практического познания человеческой психики и столетия философских размышлений подготовили почву для оформления психологии как самостоятельной науки. Это происходит в XIX в. в результате внедрения в психологические исследования экспериментального метода. Процесс становления психологии как экспериментальной науки занимает приблизительно столетие (середина XVIII – середина XIX в.), в течение которого вынашивалась идея возможности измерения психических явлений.

В первой четверти XIX в. немецкий философ, педагог и психолог И.Ф. Гербарт (1776–1841) провозгласил психологию самостоятельной наукой, которая должна основываться на метафизике, опыте и математике. Несмотря на то что Гербарт признавал основным психологическим методом наблюдение, а не эксперимент, который присущ, по его мнению, физике, идеи этого ученого оказали сильнейшее влияние на взгляды основоположников экспериментальной

психологии – Г. Фехнера и В. Вундта.

Немецкий физиолог, физик, философ Г.Т. Фехнер (1801–1887) достиг во всех этих областях значительных результатов, но в историю вошел как психолог. Он стремился доказать, что душевные явления могут быть определены и измерены с такой же точностью, как и физические. В своих исследованиях он опирался на открытую его предшественником по кафедре физиологии Лейпцигского университета Э.Г. Вебером (1795–1878) зависимость между ощущением и раздражителем. В результате Фехнер сформулировал знаменитый логарифмический закон, согласно которому величина ощущения пропорциональна логарифму величины стимула. Этот закон получил его имя. Исследуя зависимость между физической стимуляцией и психическими ответами, Фехнер заложил основы новой научной дисциплины – психофизики,



представляющей собой экспериментальную психологию того времени. Им были тщательно разработаны несколько экспериментальных методов, три из которых получили название «классических»: метод минимальных изменений (или метод границ), метод средней ошибки (или метод подравнивания) и метод

постоянных раздражителей (или метод констант). Главный труд Фехнера «Элементы психофизики», опубликованный в 1860 г., по праву считается первым трудом по экспериментальной психологии.

Весомый вклад в развитие психологического эксперимента внес другой немецкий естествоиспытатель Г. Гельмгольц (1821–1894). С помощью физических методов он измерил скорость распространения возбуждения в нервном волокне, чем положил начало изучению психомоторных реакций. До настоящего времени переиздаются его работы по психофизиологии чувств: «Физиологическая оптика» (1867) и «Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки» (1875). Его теория цветового зрения и

резонансная теория слуха актуальны до сих пор. Идеи Гельмгольца о роли мышц в чувственном познании были в дальнейшем творчески развиты великим

русским физиологом И.М. Сеченовым в его рефлекторной теории. В. Вундт (1832–1920) был ученым широких интересов: психологом, физиологом, философом, языковедом. В историю психологии он вошел как организатор первой в мире психологической лаборатории (Лейпциг, 1879), преобразованной позже в институт экспериментальной психологии. Это сопровождалось изданием первого официального документа, оформляющего психологию как самостоятельную дисциплину. Из стен Лейпцигской лаборатории вышли такие выдающиеся исследователи, как Э. Крепелин, О. Кюльпе, Э.Мейман (Германия); Г. Холл, Дж. Кеттелл, Г. Мюнстерберг, Э.Титченер, Г. Уоррен (США); Ч. Спирмен (Англия); Б. Бурдон (Франция).

Вундт, намечая перспективы построения психологии как самостоятельной науки, предполагал разработку в ней двух направлений: естественно-научного и культурно-исторического. В «Основах физиологической психологии» (1874) он указывает на необходимость использования лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы, их изучения и выяснения связей между ними. Предметом изучения в эксперименте могут быть относительно простые явления: ощущения, восприятия, эмоции, память. Однако область высших психических функций (мышление, речь, воля) эксперименту не доступна и исследуется культурно-историческим методом (через изучение мифов, обычаев,

языка и т. п.). Изложение этого метода и программа соответствующего эмпирического исследования даны в десятитомном труде Вундта «Психология

народов» (1900–1920). Главными методическими признаками научной психологии, по Вундту, выступают: самонаблюдение и объективный контроль,

так как без самонаблюдения психология превращается в физиологию, а без внешнего контроля данные самонаблюдения ненадежны.

Один из учеников Вундта Э. Титченер (1867–1927) отмечал, что психологический эксперимент – это не испытание какой-нибудь силы или способности, а рассечение сознания, анализ части психического механизма, психологический опыт же заключается в самонаблюдении при стандартных условиях. Каждый опыт, по его мнению, является уроком самонаблюдения, а главной задачей психологии – экспериментальное исследование структуры сознания. Так сформировалось мощное направление в психологии, именуемое

«структурализмом» или «структурной психологией».

Начало ХХ в. характеризуется возникновением нескольких самостоятельных, а иногда и противостоящих друг другу направлений (школ) в психологии: бихевиоризма, гештальтизма и функционализма и др. Гештальт-психологи (М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка и др.) критиковали взгляды Вундта на сознание как устройство, состоящее из неких элементов. Функциональная психология, опирающаяся на эволюционную теорию Ч. Дарвина, вместо изучения элементов сознания и его структуры интересовалась сознанием как инструментом приспособления организма к среде, т. е. его функцией в жизни человека. Наиболее яркие представители функционализма: Т. Рибо (Франция), Э. Клапаред (Швейцария), Р. Вудвортс, Д. Дьюи (США).

Весомый вклад в экспериментальную психологию внес еще один немецкий

ученый – Г. Эббингауз (1850–1909). Под влиянием психофизики Фехнера он выдвигал в качестве задачи психологии установление факта зависимости психического явления от определенного фактора. В этом случае достоверным показателем является не высказывание испытуемого о его переживаниях, а его

реальные достижения в той или иной предлагаемой экспериментаторомдеятельности. Главные успехи Эббингаузом были достигнуты в изучении памяти и навыков. К его открытиям принадлежит «кривая Эббингауза», показывающая динамику процесса забывания. В России И.М. Сеченов (1829–1905) выдвинул программу построения новой психологии, опирающейся на объективный метод и принцип развития психики. Хотя сам Сеченов работал как физиолог и врач, его труды и идеи дали мощную методологическую базу всей психологии. Его рефлекторная теория давала объяснительный принцип явлениям психической жизни.

Со временем инструментальная база экспериментальной психологии расширяется: к традиционному «исследовательскому» эксперименту добавляется «испытательный эксперимент». Если задачей первого было получение данных об отдельном явлении или психологических закономерностях, то задача второго – получение данных, характеризующих человека или группу людей. Так в экспериментальную психологию вошел метод тестирования.

Родоначальником тестовых методик считается американец Дж. Кеттелл (1860–1944), применивший их при изучении широкого круга психических функций (сенсорных, интеллектуальных, моторных и т. д.). Однако идея применить тест для изучения индивидуальных различий восходит к английскому психологу и антропологу Ф. Гальтону (1822–1911), объяснявшему эти различия наследственным фактором. Гальтон положил начало новому направлению в науке – дифференциальной психологии. Для обоснования своих выводов он впервые в научной практике привлек статистические данные и в 1877 г. предложил для обработки массовых данных метод корреляций. Однако полного оформления тесты в его работах не получили.

Внедрение статистико-математических методов в психологические исследования повышало надежность результатов и давало возможность устанавливать скрытые зависимости. С Гальтоном сотрудничал математик и биолог К. Пирсон (1857–1936), разработавший для проверки теории Ч. Дарвина специальный статистический аппарат. В результате был тщательно разработан метод корреляционного анализа, в котором до сих пор используется известный коэффициент Пирсона. В дальнейшем к подобным работам подключились англичане Р. Фишер и Ч. Спирмен. Фишер прославился изобретением дисперсионного анализа и работами по планированию эксперимента. Спирмен применил факторный анализ данных. Этот статистический метод был развит другими исследователями и в настоящее время широко применяется как одно из наиболее мощных средств выявления психологических зависимостей.

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета, затем были устроены лаборатории «опытной психологии» в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. открылась психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. В отличие от этих лабораторий, где исследовательская работа была тесно связана с медицинской практикой, в Одессе профессором Н.Н. Ланге была создана психологическая лаборатория на историко-филологическом факультете. Наиболее заметной фигурой в отечественной экспериментальной психологии начала ХХ в. можно считать Г.И. Челпанова (1862–1936). Им была выдвинута концепция «эмпирического параллелизма», восходящая к_психофизическому параллелизму Фехнера и Вундта. В исследованиях восприятия пространства и времени он отточил технику экспериментирования и получил богатый эмпирический материал. Г.И. Челпанов активно внедрял экспериментально-психологические знания в подготовку психологов-экспериментаторов. С 1909 г. он читал курс «Экспериментальная психология» в Московском университете и в семинарии при Московском психологическом институте. Опубликованный в 1915 г. учебник Г.И. Челпанова «Введение в экспериментальную психологию» выдержал не одно издание.

XX в. – век бурного развития экспериментальной психологии. Однако появление все новых и новых психологических дисциплин обусловило «растаскивание» экспериментально-психологических проблем по разным разделам психологической науки и размывание ее границ как самостоятельной дисциплины, о чем уже упоминалось выше.

Этические принципы проведения психологических исследований. Как мы уже знаем, психология развивается во многом благодаря тому, что психологи выполняют экспериментальные исследования, а затем по их результатам делают выводы о работе человеческой психики. Однако у психологии есть определенная специфика, предъявляющая особые требования к проведению исследований. Эти требования, в частности, связаны с тем, что «объектом» изучения в психологии являются люди. Изучение людей в корне отличается от исследования объектов физического мира, однако только в конце ХХ в. ученые-психологи начали вырабатывать уважительный подход к людям, которые принимают участие в их экспериментах, т. е. стали задумываться об этических нормах, которые должны соблюдать психологи. Разработкой этических норм и стандартов занимаются профессиональные общественные организации, объединяющие психологов разных стран.

Нормы, которых должны придерживаться психологи при проведении психологических исследований, связаны в основном с необходимостью обеспечить должное уважение экспериментаторов к людям, которые являются объектами исследований. Психологи, проводящие исследования, обязаны защищать их участников от вреда, который может быть нанесен им в результате эксперимента. Это значит, что необходимо принять меры к тому, чтобы участники исследований не испытывали боли, страданий, а также исключить любые возможные негативные последствия долгосрочного характера. Если психолог хочет исследовать явление, представляющее потенциальную опасность для участников эксперимента, он должен обратиться в свою профессиональную организацию за разрешением на проведение исследований.

Эти правила относятся не только к физическому ущербу, но и к психологическим травмам.

Еще один этический аспект, который должны учитывать исследователи, состоит в том, что испытуемые по возможности не должны помещаться в такие условия, когда их сознательно вводят в заблуждение. Если временный обман все же необходим, исследователь должен обратиться за разрешением на подобные действия в этический комитет своей профессиональной организации.

Даже если обман на короткое время признается допустимым, экспериментатор

обязан раскрыть его испытуемым после завершения исследования.

Одной из первых этические стандарты психологов в 1963 г. опубликовала

Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association). Затем в этот документ неоднократно вносились поправки.

Весьма созвучны этим стандартам основные положения Этического кодекса Британского общества психологов, опубликованные в 1990 г. В нем определяются следующие этические принципы для исследователей.

1. Исследователи всегда должны учитывать этические и психологические последствия для участников исследований.

2. Исследователи обязаны информировать участников эксперимента о целях исследования и получить их согласие, которое те дают на основе полной информации.

3. Сокрытие информации или введение в заблуждение участников исследований недопустимо. Следует избегать умышленного обмана.

4. После окончания исследований с их участниками должна быть проведена беседа, чтобы они полностью понимали суть проделанной работы.

5. Исследователи должны обратить внимание участников эксперимента на то, что у них есть право в любой момент отказаться от дальнейшей работы.

7. Исследователи обязаны защитить участников исследований от физического и психологического ущерба как во время проведения исследований, так и возникшего в их результате.

8. Исследования, основанные на наблюдениях, должны уважать частную жизнь и психологическое благополучие людей, являющихся объектами изучения.

9. Исследователи должны проявлять осторожность.

10. Исследователи разделяют ответственность за этические аспекты и должны способствовать тому, чтобы другие при необходимости изменили свою точку зрения.

Большинство студентов, изучающих психологию, выполняют психологические исследования, являющиеся частью курса обучения, и для них этические соглашения имеют такую же силу, как и для психологов, занимающихся профессиональными исследованиями. Ассоциация обучения психологии Британии разработала набор норм для студентов, выполняющих психологические исследования.

При проведении учебных исследований необходимо задать себе следующие вопросы.

Должен ли я вообще выполнять такого рода исследования?

Какой метод исследования наиболее приемлем с точки зрения этики?

Достаточно ли я компетентен для проведения этого исследования?

Проинформировал ли я испытуемых обо всем, что им требуется знать, прежде чем они примут участие в исследовании?

Добровольно ли принимают участие в исследовании эти люди?

Как я обеспечу анонимность и конфиденциальность всем участникам эксперимента?

Как я обеспечу профессионализм выполнения исследования, а также

защиту прав тех, кто принимает в нем участие?

Эти вопросы, затрагивающие этические аспекты, являются фундаментом планирования психологических исследований, поэтому их нужно задать себе уже на начальном этапе работы.

В настоящее время в России существует несколько авторитетных общественных организаций психологов. Это прежде всего Российское психологическое общество (преемник Общества психологов СССР), а также общественные организации психологов образования, органов внутренних дел и

т. п. Каждая из этих общественных организаций создает этические кодексы, определяющие нормы и правила профессиональной деятельности.

В Этическом кодексе Российского психологического общества (РПО), принятом на III съезде РПО в 2003 г., предусмотрены нормы и правила научной и практической деятельности психологов, определены требования к психологу, нормы взаимоотношений психолога, заказчика услуг психолога и клиента, нормы общественно-научного поведения психолога. В этом документе также сформулированы главные этические принципы и правила деятельности психолога: принцип ненанесения ущерба клиенту (правило взаимоуважения психолога и клиента, правило безопасности для клиента применяемых методик, правило предупреждения опасных действий заказчика относительно клиента); принцип компетентности психолога (правило сотрудничества психолога и заказчика, правило профессионального общения психолога и клиента, правило обоснованности результатов исследования психолога); принцип беспристрастности психолога (правило адекватности методик, применяемых психологом, правило научности результатов исследования психолога, правило взвешенности сведений, передаваемых заказчику психологом); принцип конфиденциальности деятельности психолога (правило кодирования сведений психологического характера, правило контролируемого хранения сведений психологического характера, правило корректного использования результатов исследования); принцип осведомленного согласия.

Таким образом , каждый, кто планирует проведение психологических исследований, должен тщательно продумать методы, подходы, которые предполагается использовать. Существует множество разнообразных методов

проведения психологических исследований, и все они в той или иной степени

ставят этические проблемы.