Толкования на Рим. Цель написания послания

От апостола Павла из его Послания к Римлянам мы получаем ясные библейские инструкции относительно того, как нужно отвечать на несправедливое отношение.

Павел знал эту тему вдоль и поперек. Прежде своего драматического обращения во время встречи с Иисусом на Дамасской дороге Савл (так звали тогда Павла) преследовал всех христиан, до которых мог добраться. Так что это был крупный специалист в области несправедливого отношения к людям. Савл был полон ненависти и возмущения по отношению к христианам, поэтому Писание говорит, что он «терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8:3). Савл вдохновлял толпу, когда она забивала камнями до смерти Стефана, который стал первым мучеником. Затем во время его путешествия в Дамаск Бог осиял Савла ослепительным светом, так что он упал на землю. Библия сообщает нам, что тогда он «дышал угрозами и убийством на учеников Господа»
(Деян. 9:1).

Но очень скоро после встречи с Иисусом он на собственном опыте понял, что значит быть гонимым. После первой его проповеди и сильного свидетельства, в котором апостол утверждал, что Иисус был Мессией, иудеи решили его убить. Поэтому Павлу пришлось выбираться из Дамаска в корзине, в которую его посадили ученики Иисуса и спустили с городской стены. Позже Савл (тогда уже называемый Павлом) подытожил различные виды гонений, которым он подвергался как апостол Евангелия:

От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской; много раз был в путешествиях, в опасностях на реках, в опасностях от разбойников, в опасностях от единоплеменников, в опасностях от язычников, в опасностях в городе, в опасностях в пустыне, в опасностях на море, в опасностях между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе. Кроме посторонних приключений, у меня ежедневное стечение людей, забота о всех церквах (2 Кор. 11:24-28).

Вот так. Этот человек мог бы написать книгу о несправедливостях и гонениях. Собственно, он и написал ее. Послушайте, что говорит о несправедливостях эксперт, вдохновленный Святым Духом:

Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»
(Рим. 12:17-19).

Вы поняли? Павел после всех обид и оскорблений, которые он перенес во время служения Господу Иисусу Христу, делает следующее заявление: «Никому не воздавайте злом за зло».



Если бы я прочитал вам этот стих на одном из моих собраний, я бы попросил вас громко подтвердить свое согласие, сказав: «Аминь!» Поскольку я не могу посмотреть вам в глаза и убедиться в том, что вы внимательно меня слушаете, я умоляю вас замедлить свой бег и постараться понять, что говорит вам Слово Божье в этом месте. Если вы устали или у вас слипаются глаза, пойдите, выпейте чашку кофе! Если вы действительно хотите правильно реагировать на случаи несправедливого отношения, вы должны понять этот принцип!

Павел утверждает, что когда нас обижают или причиняют боль, мы не должны думать о наших правах и не должны желать свести счеты с обидчиками. На самом деле при каждом удобном случае мы должны стремиться к восстановлению мира в своих взаимоотношениях с другими людьми.

Вы помните старое выражение «как с гуся вода»? Идея заключается в том, что мы должны спокойно относиться ко всему, что с нами случается. Мы не должны пытаться сопротивляться, восстановить справедливость или «качать» свои права.

Вы когда-нибудь встречали людей, которые просто не могут промолчать, когда что-нибудь происходит не так, как надо? Если кто-нибудь пытается пролезть в магазине без очереди, такие люди тут же кричат: «Эй, вы там, вы что, не видите, что здесь очередь?» Они могут кинуть такой искрометный взгляд на правонарушителя, что от высокой температуры их возмущения вокруг может загореться пожар.

Но если мы хотим быть послушными повелению «не воздавайте злом на зло», тогда мы не должны так реагировать.

Затем Павел объясняет нам, почему не следует стремиться оправдывать и защищать себя. «Не мстите за себя, возлюбленные... Ибо написано: „Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь"».



Вот он, первый важный ключ к пониманию того, как стать выше всех несправедливостей - начиная с мелких оскорбления и заканчивая самым большим предательством. Верой мы понимаем и принимаем идею о том, что наш небесный Отец обещал все исправить нам во благо, но только если мы предадим это дело в Его руки. Он берет на себя всю ответственность за восстановление справедливости - не вы, и не я, но только Он Сам.

Эти слова из Писания - не предложение и не рекомендация. Это приказ! Когда Бог говорит, Он говорит не потому, что нужно заполнить тишину словами. Бог не занимается мелкими и пустыми разговорами, Он говорит серьезно! Когда Он что-то говорит, Он говорит со знанием дела и с властью!

Снова и снова на протяжении всей Библии Господь напоминает, что нам не следует брать ответственность за восстановление справедливости в случаях, когда нам причиняют боль. Вот несколько примеров того, что Бог говорил в подобных случаях.

Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя (Прит. 20:22).

У Меня отмщение и воздаяние, когда поколеблется нога их; ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них (Втор. 32:35).

Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, [Я, Господь] воздам человеку по делам его» (Прит. 24:29).

Мы знаем Того, Кто сказал: «у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь». И еще: «Господь будет судить народ Свой» (Евр. 10:30).

Вы видите? По плоти мы делаем полностью противоположные вещи - мы часто с нетерпением ожидаем возможности расквитаться с обидчиками. Но это неправильно. Бог повелевает нам предоставить Ему возможность восстановить справедливость. Божий народ поступит неправедно, если попытается мстить за себя. И все будет по справедливости, если Сам Бог отомстит за Свой народ.

Спрашивает Michael
Отвечает Василий Юнак, 29.08.2010


Михаил пишет:

Прокоментируйте, пожалуйста, этот отрывок: К . Можно ли понимать "Если возможно с вашей стороны" таким образом, что есть ситуации, когда такой возможности может не быть? Не является ли ВОВ именно такой ситуацией?
Приветствую Вас, Брат Михаил!

"никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром " ().

Внимательно читая этот текст, равно как и предыдущие тексты в этой главе, Вы можете обнаружить, что здесь есть только одно условное повеление со словом "если", а все остальные - безусловные, написаны в повелительном наклонении. То есть, безусловными повелениями являются в данном отрывке следующие: "не воздавай злом...", "не мсти за себя...", "накорми врага...".

Но давайте разберем это единственное условное повеление: "Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми". Я приведу для примера другие слова апостола Павла, относящиеся к другой области, но подобные по своим обстоятельствам: "если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. ... Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь " (). Здесь также речь идет о мире, и здесь также есть две стороны. Но в этом примере видно, что бывают случаи, когда одна сторона желает мира, а другая - нет. Что делать в этой ситуации? Ответ прост: насколько возможно с вашей стороны, будьте в мире. А если вторая сторона не желает мира ни на каких условиях? Да, тогда в мире быть не возможно, однако со своей стороны выполните другие безусловные повеления: не воздавайте злом за зло, не мстите сами, накормите голодного врага...

Вы видите, что этот текст никак не делает исключения христианскому принципу? Он только усиливает нашу обязанность стремиться к миру всеми силами.

Благословений!

Василий Юнак

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Свт. Василий Великий

Вопрос . Что значит: «дайте место гневу» ?

Ответ . Или «не противься злому» , как написано, но ударяющему «в правую щеку» обращать и другую и пр. (Матф.5, 39 – 41) или же: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Матф.10, 23) .

Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 19-21 Не себе отмщающе, возлюблении, но дадите место гневу. Писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. Аще убо алчет враг твой, ухлеби его: аще ли жаждет, напой его: сие бо творя, углие огнено собираеши на главу его. Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое

Не себе отмщающе, возлюбленне, но дадите место гневу: писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь (ст. 19) . Какому гневу должны мы давать место? Божию. Так как обиженный всего более желает видеть и насладиться возмездием за свою обиду, то Бог дает тоже самое в большей мере: если ты сам не отомстишь, Он будет твоим мстителем. Итак, Ему, говорит (апостол), предоставь отмщение. Вот что значат слова: дадите место гневу. Потом для большего успокоения (апостол) привел свидетельство и, этим еще более ободрив слушателя, требует от него и большего любомудрия, говоря: аще убо алчет враг твой, ухлеби его, аще ли жаждет, напой его. Cиe бо творя, углие огненно собираеши на главу его (Притч. XXV, 22, 23) . Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (ст. 20, 21) . Зачем я говорю, продолжает (апостол), что надобно жить в мире с врагом? Я повелеваю и благодетельствовать ему. Ухлеби его, напой , - сказано. А так как он заповедал весьма трудное и великое, то присовокупил: cиe бо творя, угли огненно собираеши на главу его. Апостол сказал это для того, чтобы обидчика смирить страхом, а обиженного поощрить надеждой воздаяния. Когда обиженный ослабевает (духом), то не столько поддерживается собственными благами, сколько наказанием оскорбившего его. Ведь ничто так не приятно, как видеть врага наказанным. А чего человек желает, то (апостол) и дает ему прежде; когда же яд извлечен, предлагает ему увещания более возвышенные, говоря: не побежден бывай от зла. (Апостол) знал, что враг, хотя бы он был зверь, будучи накормлен, не останется врагом, и что обиженный, хотя бы он был весьма малодушен, накормив и напоив врага, не станет уже и сам желать наказания его. Потому, будучи уверен в значении дела, он не только не запретил, но делается щедрым на наказание. Не говорит, что ты отмстишь, но - углие огненно собираеши на главу его. А потом и заповедал ему, говоря: не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое. И этим он как бы слегка намекнул, что не должно поступать с таким намерением, так как помнить обиду - значит уже быть побежденным злом. Сначала (апостол) не сказал этого, потому что было еще неблаговременно; когда же истощил гнев слушателя, тогда и присовокупил, говоря: побеждай благим злое. Это и есть победа. Ведь и боец удачнее одерживает победу не тогда, когда подвергает себя ударам противника, но когда приводит себя в такое положение, что противник принужден тратить силу на воздух. Таким образом, он не только сам спасается от ударов, но и истощает всю силу противника.

Гомилии на Послание к Римлянам.

Свт. Амвросий Медиоланский

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь

Это написано, чтобы гнев другого человека не подвигнул тебя ко греху, когда ты захочешь воспротивиться или отплатить ему. Но ты можешь снять вину и с него, и с себя, если решишь уступить.

Послания.

Свт. Феофан Затворник

Не себе отмщающе, возлюбленный, но дадите место гневу: писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь

Уже говорил, чтоб не воздавали злом за зло: что и значит не отмщать за себя. Что же значит новое внушение не отмщать за себя? Или повторение того же для усиления заповеди; потому что отмщение так соблазнительно и такою благовидностию прикрывается, что и не считается грехом, - а между тем случаи к тому в житейских столкновениях очень часты. Этим повторением напоминает Апостол быть внимательными, не прорвалось бы как чувство или дело мщения. Или, может быть, говоря сие, Апостол имел в виду особый род отмщения - судом, именно: когда терпите какую напраслину от другого, очевидно неправо, не ищите восстановления своего права порядком судебным, ибо: έκδικεΐν - это собственно означает. Хотя это, по-граждански, и неукорное дело; но как при сем все же питается и удовлетворяется чувство мести, то Апостол не велит совсем заводить судебных дел. Потерпи лучше, пребудь лучше обидимым, как в Послании к Коринфянам говорится: почто не паче обидими есте ? (1 Кор. 6, 7) - или как учит Спаситель: если кто хочет взять ризу твою, отдай ему и срачицу (ср.: Мф. 5, 40). То или другое намерение припишем Апостолу, более всего должно обратить внимание на выставляемое здесь побуждение к неотмщению, именно - предание дела суду Божию. Отмщающий считает дело свое правым и, отмщая, держит ту мысль и то чувство, что стоит за правду. Пресечение отмщения кажется ему будто отступлением от правды. Апостол делает отвод этому помышлению, говоря как бы: правда ничего от твоей уступчивости не потерпит. Есть отмститель правды - Бог. Предай дело отмщению Божию; Он воздаст, если должно. Это и значат слова: дадите место гневу , - гневу Божию, то есть праведному Его воздаянию: ибо у Бога нет гнева, а есть праведное воздаяние, которое кажется гневом тому, кто подвергается ему. Так толкует святой Златоуст: «Чьему гневу должны мы дать место? Божию. И как обиженный всего более желает видеть сие, дабы насладиться мщением; то Бог даст то самое в большей мере. И если ты сам не отмстишь, то Он будет твоим мстителем. Итак, Ему, говорит Апостол, предоставь отмщение. Вот что значат слова: дадите место гневу ! Ту же мысль выражает несколько сильнее и блаженный Феофилакт: «дайте, говорит, место гневу Божию в отношении к обижающим вас. Если вы мстите сами за себя, то Бог не будет мстить за вас; а если вы простите, то Бог отомстит строже». - Экумений прибавляет: «если ты сам отмстишь за себя, то гнев Божий, пришедши, не будет иметь, что воздать обидевшему, потому что ты наперед уже взыскал с него». А Амвросиаст наводит даже на такую мысль, что гнев Божий, пришедши, найдет, что ты, взявшись стоять за правду, преступил меру правды, взыскав более должного, паче меры, и, вместо воздаяния обидевшему тебя, тебе воздаст за излишек взыскания, допущенный тобою. А что это возможно, можешь судить по свойству гнева, всегда стоящего в содружестве с отмщением. Гнев никогда праведной меры не соблюдает, а всегда забирает выше меры. Почему апостол Иаков и написал: гнев мужа правды Божией не соделовает (ср.: Иак. 1, 20). Амвросиаст именно пишет: «для сохранения союза мира Апостол убеждает воздерживаться от гнева, потому особенно, что в гневе нельзя не погрешить: ибо движимый гневом обычно взыскивает более, нежели сколько требует неправое дело, - чем и себе самому причиняет вред, оказываясь неправым по причине несоразмерного взыскания, и обидевшего делает худшим, тогда как снисходительностию мог бы исправить его. Почему премудрый Соломон учит: не буди правдив вельми… есть праведный погибали в своей правде (ср.: Еккл. 7, 17, 16): ибо когда гнев обдержит нас, находит в нас место враг и, под благовидностию правды, внушает неправое и пагубное».

Писано бо есть: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь . «Для большего убеждения Апостол привел свидетельство, подкрепляя слово свое» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт). Не моя это заповедь; но такова воля Божия, таков закон промыслительных о нас действий Божиих. Бог Сам на Себя берет дело отмщения. Не вмешивайтесь в сие дело, говорит как бы Он, Я Сам воздам, Мое это дело. Вы не сумеете сделать это как должно. По-вашему, сейчас надо отмстить, а по лучшему порядку - лучше отложить отмщение, или на время, или совсем. Можно бывает обойтись и совсем без отмщения: обидевший сам придет в чувство и исправит свою неправду; а это гораздо лучше. - Или - сделай ему теперь отмщение, и он паче ожесточится; но покарай его чем-либо после, - и он умягчится сердцем и исправится. Как вы этого ничего не знаете, то и не беритесь лучше за сие дело. К тому же ты, обиженный, сам бывал неправ во многом. Я послал эту тебе напраслину, в воздаяние тебе за твои неправды и грехи, чтоб избавить тебя от будущего воздаяния. Если претерпишь, видишь, какую беду предотвратишь? А если отмстишь, сгубишь весь благой плод для тебя от напраслины. Грехи твои на тебе остаются, и жди вечного воздаяния, если в очищение тебе не выпадет на твою долю другая напраслина. Так не ищи отмщения. С тем, кто причинил тебе напраслину, Я лучше тебя знаю, как поступить по всей правде, а ты прими ее, как врачевство для тебя и как отвод большего и страшнейшего зла. У Меня все направляется к тому, чтобы из всего всем выходило благо, - не временное, а вечное, не земное, а небесное, не видимое, а духовное. Так и бывает, когда вы не вмешиваетесь со своими правдами; а когда вмешиваетесь, возмущаете Мои порядки и, вместо добра, размножаете и пожинаете зло.

Слова: Мне отмщение, Аз воздам - не читаются слово в слово в ветхозаветных Писаниях, но мысль эта ясно выражена пророком Моисеем другими словами, именно: в день отмщения воздам (Втор. 32, 35) . Дух Апостольский взял мысль духа пророческого, - того же с Апостольским, - и выразил ее другим, сильнейшим словом.

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь

Блаж. Феофилакт Болгарский

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь

Дайте, говорит, место гневу Божию в отношении к обижающим вас. Если вы мстите сами за себя, то Бог не будет мстить за вас; а если вы простите, то Бог отомстит строже. Приводит и свидетельство, подкрепляя свое слово. Говорит же это для одобрения малодушных; потому что они ничего другого не желают, как видеть, что враги их получили за них отмщение.

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь

То, что не мстящие за себя дают место гневу, мне кажется, можно понять двояко. Во-первых, в том смысле, что кто не отвечает обманом на обман или злобой на злобу, позволяет пройти и исчезнуть гневу обидчика. Ибо никто не яростен настолько, чтобы, нанеся обиду и не получив ответной обиды, вновь свирепствовать. Так что истощив и утолив свою ярость, он по необходимости успокоится. Поэтому большая польза в том, что многие грешники перестают грешить благодаря терпению Божиему, которое дает обиде пройти. Во-вторых, «дать место гневу» означает, что, совершая грех, обидчики собирают, по слову самого Павла, гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его (Рим. 2:6) . Так что если мы сами за себя будем мстить, не велика месть воздать злом за зло: например, за удар рукой - ударом руки, за удар камнем - ударом камнем, за словесное оскорбление - словесным оскорблением (см. Исх. 21:24; Лев. 24:20; Втор. 19:21; Мф. 5:38-48). Если же предоставим отмщение Богу, то, несомненно, дадим место гневу Его в том самом, что обидчик сам собрал для себя собственными поступками. И на суде Божием он будет наказан за них гораздо сильнее, чем могли бы наказать его мы.

«Не мстите за себя, возлюбленные» ­­– это слова Господа, Который есть защитник всех обиженных. В основу рассказа и легли эти слова. Именно такого случая не было ни у моих детей, ни у знакомых. Обычно мы, родители или бабушки и дедушки, торопимся восстановить справедливость и спешим разобраться в подобных ситуациях сами. Чтобы поступить, как поступили герои моего рассказа, нужна вера, живая вера в силу Господа, движимая любовью…

В затененном пышной растительностью саду, в маленькой летней кухне, стоит пожилая женщина лет семидесяти и помешивает большой шумовкой кипящее варенье. От жара печи лицо ее раскраснелось, на лбу выступили капельки пота, а тревожные мысли наложили свой отпечаток озабоченности и беспокойства.

– Может быть, мне поговорить с ним? – не отрываясь от своей работы, спросила она сидящего рядом, с поникшей головой, внука.

– Нет, нет, – горячо запротестовал мальчик, – если ты это сделаешь, то мне вообще прохода не будет…

Артем – так звали мальчика – был из верующей семьи и считал себя христианином, и по этой причине у него возникли проблемы с местными ребятами. Особенно Витек из соседнего дома насмехался над Темой и не упускал случая обозвать его как-нибудь. А сегодня утром ребята, сговорившись, подкараулили Артема на речке и поколотили. За что? Этого Артем понять не мог. В школе в его классе и ребята, и учителя знали, что он верующий, но никто никогда не смеялся над ним…

– Ну, тогда я только могу посоветовать тебе положиться на Господа и довериться Ему, – сказала бабушка.

– Я и так доверяюсь… – начал было Артем.

– До сих пор ты рассуждал сам, как выйти из этой проблемы. А довериться Богу означает, что тебе нужно смириться и ничего не предпринимать в свою защиту. Тем более, не искать момента отомстить. Месть – это удел пораженных…

С этими словами она ласково потрепала его по плечу, поставила перед ним на дощатый столик тарелку со сладкой пенкой от варенья и вышла. Артем вынужден был признаться самому себе, что она права. Где-то в глубине души у него жила мечта отомстить своему главному обидчику Вите. Очень часто, погрузившись в свои мысли, ему представлялось, как он мстит, а его враги трепещут перед ним. И почему-то всякий раз в момент подобных размышлений мальчику приходили на память слова из Священного Писания: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию» А сколько можно ждать, пока Господь мстить начнет? Артему хотелось, чтобы Он поскорее вступился и отомстил за него, хотя сам и понимал, что его желание не угодно Богу.

Прошла неделя. Как-то раз Артем с бабушкой пошли в лес за малиной. Идти было недалеко: полем километра два и около километра вдоль вырубки.

– Пойдем на Черный вал, – сказала бабушка, – там всегда малина есть.

Черный вал – это излюбленное местечко местных жителей. Когда здесь шла вырубка леса, то все камни, пни и кусты с корнями собирались в кучи. Черный вал был самой длинной и широкой кучей из всех, а черным его назвали потому, что земля в этом месте была черная и плодородная. А какая малина здесь росла!

– Можно, я завтра опять за малиной пойду? – спросил Артем у бабушки. – Я и один могу, я не боюсь!

Бабушка только засмеялась в ответ. Такую ягоду собирать одно удовольствие, как говорится, только ведро подставляй…

Утром на следующий день Тема встал пораньше и, помолившись Богу, пошел в лес. В этом лесу он бывал часто, поэтому дорогу знал хорошо. Ягоду мальчик собирал старательно. Торопился набрать побыстрее свое ведерко и уйти домой. Все же жутковато одному в лесу. Не знал Артем, что к Черному валу, негромко разговаривая, шла небольшая компания из трех человек. Это был Витек, его лучший друг Сема и белобрысый Валерка. По мере того, как ребята приближались к малиннику, они ускоряли шаг. Им хотелось поскорее полакомиться сладкой ягодой.

А неразлучные друзья Витек и Сема прошли чуть дальше и стали собирать малину, сначала в рот, потом в бидончики.

– Кажется, здесь еще кто-то есть, после получасовой тишины заметил Витек, – вон там, левее, кто-то все время ветками хрустит.

– Какой-то дядька, – приложив руку к глазам и всматриваясь в указанное место, ответил Сема, – вот чудак, и зачем он в такую жару шубу на себя натянул?

И вдруг, этот «дядька» приподнялся на своих лохматых лапах и усердно зачавкал, поедая сладкую малину. Мальчики побледнели. Медведь не видел их – он занят был малиной, и ребята, стараясь как можно тише, поспешили вон из малинника.

– Вы куда? – окликнул их Валера, когда они безмолвно пронеслись мимо него.

– Медведь! – с ужасом в глазах прохрипел Сема и пустился наутек.

Разумеется, Валерка не заставил себя долго ждать: без лишних слов он пустился вдогонку за своими товарищами. Напуганные мальчишки бежали без оглядки. Вдруг, Витек споткнулся о корягу и упал, сильно ударившись ногой о торчащий из земли камень. От боли мальчик вскрикнул, но ребята даже не оглянулись. Тогда Витек стал звать на помощь Сему, но тот не остановился. Витя попробовал встать, но сильная боль заставила его опять сесть на землю. Досада и обида на друзей душили его. От страха за себя, к горлу подкатился большой ком, а на глаза навернулись слезы. Он понял, что ребята оставили его…

Артем уже наполнил свое ведерко малиной и направился к дому, как вдруг услышал, что кто-то плачет. Мальчик остановился и прислушался. Да, где-то впереди кто-то негромко плакал, и сквозь слезы ругал кого-то, и сетовал. Тема крадучись, стараясь не шуметь, пошел вперед и увидел сидящего прямо на тропинке Витю. Артем замер. Такой встречи в лесу он не ожидал. Посмотрев по сторонам, Тема убедился, что Витек здесь один, без своих товарищей. Но почему? Воспоминание о недавних обидах и горечи всколыхнули сознание мальчика. Он видел перед собой того, кто был виновником всех его бед. От волнения Артему стало жарко. Жажда мести на мгновение овладела им. Вот теперь ему представился случай рассчитаться со своим недругом один на один. Как поступить? Артем колебался. В нерешительности мальчик переступил с ноги на ногу, и в этот момент под ногой Артема хрустнула сухая ветка. Витек громко вскрикнул и оглянулся. В его глазах Тема прочитал ужас. Некоторое время Витек в изумлении смотрел на Тему, не моргая. Потом он потупил свой взгляд и отвернулся, смутившись, что Артем застал его в таком положении. Заплаканные глаза, размазанная по лицу грязь делали его вид жалким. Артем сообразил, что что-то случилось и Витя в беде. Разве мог он теперь думать о мести? Нет! Все его проблемы в отношениях с ребятами исходили из того, что он христианин. И теперь он должен показать на деле, что он действительно является христианином. Кроме того, Артем был по натуре мальчиком добродушным, и чужое горе и слезы вызывали в нем сострадание и жалость. Мальчик подошел ближе и присел на корточки около Вити.

– С тобой что-то случилось? – спросил он. – Я могу тебе помочь?

Некоторое время Витя молчал, но на его лице отражалась боль.

– Я, кажется, сломал себе ногу, – тихо ответил он и застонал, слегка поглаживая рукой больное место.

Артем скинул с плеча свой походный рюкзак и достал пластиковую бутылку с компотом.

– Пить хочешь? – радушно предложил он. – На, попей, а потом что-нибудь придумаем.

Своим добрым расположением Артем привел Витю в замешательство. Он съежился, как мокрый воробей на жердочке, и не знал, что отвечать. Не глядя Артему в глаза, Витя взял бутылку и жадно стал пить. А Тема тем временем уже с треском выламывал палки, чтобы наложить шину на больную ногу, как их учили это делать в школе. Хоть и старался Артем выбрать палочки поровнее, все же они были горбатыми и сучковатыми. Приложив палочки к больной ноге, мальчик осторожно перевязал их легкой веревочкой, потому что ничего другого для оказания такой помощи у него не нашлось. Витя все это время сопел и терпеливо ожидал окончания этой процедуры, удивляясь в самом себе познаниям Артема в подобных делах.

­– Ну, вот и все, – как бы любуясь своей работой, объявил Артем, – теперь я спрячу свои вещи под кустом и понесу тебя на спине до дома.

– Меня? – переспросил удивленно Витек. – На спине?

– Да, тебя. А что тут такого? Правда, эти дрова, – Артем кивнул головой на примитивную шину, которую сам наложил на ногу Вити, – они, наверное, больше тебя весят.

Время близилось к полудню, и солнышко уже сильно припекало. Артем, кряхтя и обливаясь потом, тащил на спине своего недруга, посмеиваясь в душе над недавним своим желанием отомстить. На сердце у него было радостно, и если бы не одышка, он непременно запел бы что-нибудь про Иисуса. Мальчик даже не ожидал, что то добро, которым он отплатит за злое, принесет ему столько радости в сердце. Артем старался останавливаться как можно реже, чтобы не причинить Вите боли. А когда все же останавливался, то бережно усаживал его на траву.

– Послушай, Тема, – обратился Витя к Артему, когда они очередной раз присели отдохнуть, – ты хороший парень. Прости меня, я плохо поступал с тобой.

Он опустил голову и виновато шмыгнул носом:

– Я бы никогда не смог поступить как ты, – добавил он, – это трудно.

Артем засмеялся:

– С Богом нет трудностей, – возразил он, – с Ним все легко.

Когда ребята добрались до окраины леса, Витек сказал:

Артем согласился и направился по натоптанной тропинке через поле. Не прошло и получаса, как Витя увидел спешившего к нему отца в сопровождении Артема. Мальчик был так рад, что готов был расплакаться, но присутствие Артема смущало его.

– Хороший у тебя друг, – сказал отец, когда Артем скрылся из вида, углубившись в лес в поисках своих вещей. – Надежный. Не бросил тебя в беде.

И тут Витя дал волю своим слезам. Он ухватился руками за шею отца, и когда тот нес его домой, рассказал, как друзья бросили его, испугавшись медведя, и как Артем, которого он притеснял за веру в Бога, помог ему.

– Хороший у него Бог, – заметил отец, – если Он учит таким прекрасным правилам жизни. Знаешь, сын, это настоящий подвиг – делать добро своему обидчику.

Конечно, Витек этого не знал, но он твердо решил, что попросит Артема рассказать ему о Боге. «Может быть, его Бог и меня научит этим прекрасным правилам», – думал он.

Когда Артем вернулся из леса, Вити уже не было дома – его увезли в районную больницу и наложили гипс. Артем, уставший, но счастливый, рассказал бабушке о том, как Бог ответил на его молитву, когда он доверился Ему всем сердцем. И вы знаете, ребята, что после этого случая больше никто из мальчишек не смеялся над его верой.

Галина Шперлинг

Рассказ не вошел в книгу “Моя дорогая мама”.

При цитировании материалов сайта прямая ссылка обязательна.

Полное использование материалов сайта без согласования с автором запрещено.

Давайте уважать друг друга.

От Священного Писания мы привыкли ждать чего-то возвышенного. Мы часто говорим, что эта книга о Любви Бога к нам, и поучение для человека, как любить Бога и других. Но читая Ветхий Завет и Псалмы, мы то и дело натыкаемся на выражения и слова человеческие, которые приводят наше сердце в смятение. Например в Псалме 17:38 Давид откровенно желает зла своим врагам: «Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их . Или мы читаем в Псалме 54:16:«Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад .» Давид просит Бога об очень странных вещах, которые нам с вами кажутся неадекватными: « И по милости Твоей истреби врагов моих и погуби всех, угнетающих душу мою, ибо я Твой раб (Псалом 142 :12).

Во- первых Псалтирь - это молитва верующей души, разговаривающей с Богом, и в этом разговоре мы слышим разные настроения, видим разные ситуации и обстоятельства, в которых находился молящийся человек…

Во-вторых, такие слова - это просто честность и открытость перед Богом.

Мы все злимся на кого-нибудь, и знаем, что это не хорошо, поэтому приходя к Богу в молитве, мы как правило нашу злобу одеваем внешне в вежливую одежду. Разозлившись на брата(сестру), часто мы говорим как бы с вызовом: « Да благословит тебя Господь», но при этом внутри мы считаем, что мы правы, а вот он…

Но смотрите этот человек говорит Богу ровно то, что переживает внутри себя, не пряча ничего за мишурой внешне красивых слов. Он выражает свободно свою досаду, что он желает своим врагам…

Библия рассказывает нам не об идеальных людях, а о настоящих, с их внутренней испорченностью…

Псалмопевец делает очень важный поступок: он приносит, все, что есть в его сердце в молитве к Богу. Для чего он все так честно рассказывает? Ответ однозначен, чтобы Бог разобрал его ситуацию и наказал виновных… Если бы он хотел отомстить сам по себе, он бы сделал это… Он не мстит сам, а только молит Бога об отмщении…

Надо сказать, что такой подход - это уже огромный прогресс для тех времен, когда считалось правильным не просто самому покарать любого обидчика, а сделать это на глазах у всех, чтобы больше никому не захотелось тебя обижать. « Око за око, зуб за зуб…»

В Римлянах 12:19 открыт нам с вами важный урок. « Не мстите за себя возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: « Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь».

Эти слова Л. Н. Толстой даже вынес в качестве эпиграфа к своему роману «Анна Каренина». Муж не стал причинять никакого зла бросившей его жене, но все отдал в руки Бога. Конец этой истории мы все знаем…

Бог обращает эти слова к нам верующим, чтобы мы отказались от самостоятельной мести своим врагам и поручил ее Богу.

В этих библейских словах Бог говорит человеку: не торопись. Ты не знаешь всех обстоятельств, не знаешь побуждений чужой души, не хочешь выслушать свидетельств в ее пользу и не можешь судить ее поступки. Но Я, говорит Бог, могу это сделать. Мой суд праведен, и если Я сочту, что нанесенное тебе оскорбление должно быть отомщено, то воздам обидчику за его грехи.

Драгоценные нам надо научиться Богу говорить все честно о том, что происходит с нами внутри, и просить Его о разрешении ситуации не просто в нашу пользу, а в пользу справедливости… Но при этом вы должны знать, что может получиться так, что виновны вы, а не тот, на кого вы думали… Поэтому прежде, чем просить у Бога суда и мести, лучше спросить в первую очередь о себе:

« прав ли я», « усмотри Господи не на опасном ли пути и я..»

Мы всегда стоим за справедливость, когда она нарушена в отношении нас самих. Но когда бываем несправедливы мы, то часто даже не замечаем этого. И об этом тоже есть в псалмах: Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире… то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою (Псалом 7 :4-6). То есть никаких двойных стандартов.

Ну как не вспомнить слова из еще одного Псалма: «…скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои. Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. Но Ты, Господи, не удаляйся от меня; сила моя! Поспеши на помощь мне!» (Псалом 21:17–20). Неслучайно слова именно этого псалма вспоминают евангелисты, рассказывая о Распятии. Хочется обратить внимание на то, что в этих словах боли, которую человек переживает никаких призывов к мести нет, страдалец только просит о помощи. Наверное, дело в том, что когда тебе действительно очень больно и страшно, то уже не думаешь о мести, а лишь о спасении…

Татьяна Сахарова