Основные направления работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Дети и театр». консультация на тему Направление Художественно-эстетическо

Седьмой год жизни

В подготовительной группе по-прежнему сохраняются два ведущих направления в подборе для детей знаний о природе.

Первое направление - это дальнейшее расширение представлений о ней путем включения знаний о новых объектах и явлениях и конкретизации уже освоенных в предыдущих возрастных группах сведений. Поэтому объектами познания ребенка становятся новые, прежде незнакомые животные и растения ближайшего природного окружения и различных природных зон - пустыни, тундры и т. п., явления неживой природы, типичные для них. Знакомое поворачивается для детей новыми, может быть, необычными сторонами, пополняется новыми фактами, яркими характеристиками. Возросший познавательный интерес к миру, появившиеся к седьмому году жизни важные качества познавательной деятельности: целенаправленность, известная планомерность, сформированное им интеллектуальных операций и их результативность, стремление проникнуть в суть окружающих явлений - позволяют включить в содержание знаний представление о человеке как органичной части природы, о его взаимосвязях со средой обитания. Второе направление, наиболее ответственное и сложное,- это завершение работы по систематизации знаний, начатой в старшей группе. Оно реализуется путем формирования или развития уже имеющихся обобщений (лес, луг, животные, живое, приспособленность и др.) и установления новых по содержанию и более сложных по структуре связей, необходимых для построения знаний в систему. Знания о домашних и диких животных, зимующих и перелетных птицах, временах года, экологических системах получат здесь дальнейшее развитие. Не менее важной задачей в подготовительной группе является привлечение детей к экологически ориентированной деятельности. Совершенствуется трудовая деятельность, ей придается экологическая направленность. Существенное значение имеет развитие познавательной деятельности, оттачиваются ее сенсорные и интеллектуальные основы. Дети учатся анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы; у них формируются элементы экологического миропонимания. Следует обратить внимание и на совершенствование природоохранител ьной деятельности дошкольников. Возросшие возможности позволяют осуществлять ее в разнообразных формах: в уходе за животными, растениями, оказании помощи нуждающимся живым существам, сохранении и улучшении условий среды, выращивании растений и т.д. Важнейшей задачей является обогащение личного опыта положительного, гуманного взаимодействия ребенка с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы; укрепление познавательного интереса, любви к природе. Представления. Многообразие растений и животных, их принадлежность к миру живого на планете: растения, имеющие разнообразные признаки внешнего строения (например, видоизмененные стебли, листья, корни - корнеплоды), разное расположение частей - стеблей, листьев, многообразие цвета листьев, стеблей, цветков и пр. Представители не только ближайшего природного окружения, а и жители степей и пустынь (верблюд, сурок, медведь, черепаха и др.), Крайнего Севера и тундры (например, белый медведь, тюлень, морж, песен и др.), морей и океанов, тропиков и субтропиков и т.д. Конкретные и обобщенные представления о потребностях растений, животных, человека в соответствующих условиях среды обитания, а также о дифференцированное им этих потребностей и способах их удовлетворения. (Например, растения, имеющие темно-зеленые листья,- как правило, теневыносливые, их необходимо убирать с яркого света; растения, имеющие мясистые, сочные листья и стебли, покрытые плотной кожицей, засухоустойчивы и требуют умеренного полива, и т.п. Животные «ночные» и «дневные»; хищные, травоядные, всеядные и др.) Обобщенное представление о системе потребностей растений, животных и людей как живых организмов (в оптимальной температуре, свете, влаге, месте обитания, пище), об общей зависимости их состояния от соответствия условий среды потребностям. Конкретные представления о проявлениях чувств животных и людей. (Чувствуют изменения условий среды, другие воздействия, например человека, и изменяют свое поведение. Некоторые животные могут испытывать чувства, схожие с чувствами человека,- голод, боль, удовольствие, радость, привязанность и др.) Конкретные представления о проявлениях этих чувств у отдельных домашних животных - кошки, собаки, морской свинки, черепахи. Представление об уходе за растениями и животными, его направленности на удовлетворение всех потребностей; основные трудовые процессы по уходу за живыми объектами уголка природы, некоторыми домашними животными, растениями огорода, цветника. Представление о человеке как живом существе. Представления об основных признаках живого у человека, общих с другими живыми существами: питается, дышит воздухом, двигается, чувствует, растет и развивается (изменяется), рождает детей (размножается). Конкретные представления о признаках, отличающих человека от растений и животных. Конкретные представления о системе биологических потребностей человека, их взаимосвязи (в пище, свете, тепле, влаге и пр.); уме, ие сравнить их с потребностями других живых существ, видеть их сходство и своеобразие, выделять в них проявления разумности и гуманности. Представления о том, что здоровье человека зависит от правильного удовлетворения его жизненно важных потребностей, сохранения целостности органов, качеств среды обитания; об основных правилах личной гигиены, безопасности поведения на улице и в помещении, их направленности на сохранение здоровья человека. Представления об использовании факторов природной среды (воды, солнца, воздуха) для укрепления здоровья. Представление о том, что каждое живое существо - растение, животное, человек - похоже на другое и вместе с тем отличается от него по признакам внешнего строения и способам жизнедеятельности. Представления о приспособлении живых организмов к среде обитания. Обобщенное представление о том, что живые существа могут жить, если они приспособлены к условиям среды обитания. Приспособленность проявляется в их внешнем строении и особенностях поведения. Конкретные представления о приспособленности человека для жизни в наземных условиях. Некоторые сведения о приспособлениях, которые человек придумал для перемещения и недлительного пребывания в других средах (водной, воздушной, подземной), о машинах и приборах, созданных для этого.

Конкретные представления о том, как человек приспособился использовать факторы природной среды - землю, воздух,

Воду, растения и животных - для удовлетворения своих потребностей. (Например, воду очищает, использует для приготовления пиши, наведения чистоты, приведения себя в порядок, тушения пожара и пр.) Знание о том, что человек бережно и гуманно относится к среде обитания: экономно расходует то, что в ней есть, защищает вымирающие растения, животных («Красная книга»), сохраняет заповедные места, воспроизводит затраченное на себя. Разумность человека. Обобщенное представление о признаках сезона: о состоянии

Неживой природы; об основных явлениях погоды, типичных для данного сезона; о системе приспособительных особенностей растений и животных в соответствии с сезонными изменениями основных факторов среды (например, как приспособились к зиме звери, птицы, рыбы, насекомые). Конкретные представления о приспособлениях к сезонными изменениям природы человека (внешний вид, поведение, удовлетворения потребностей). Знание правил поведения в экстремальных или опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение и др.). Представление о том, что все живые существа растут, развиваются (изменяются) и размножаются; о признаках роста и развития живых организмов. Обобщенное представление об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека. Конкретные представления о зависимости роста, развития и размножения от условий среды, о наиболее благоприятных для этого временах года (у растений и животных). Обобщенное представление о составе живущих и их взаимосвязях в типичных экологических системах - лесе, луге, водоеме, парке, огороде и др. При исчезновении каких-либо живых организмов в составе сообщества изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. (Например, вырубка деревьев в лесу приведет к увеличению освещенности и тепла - погибнут тенелюбивые растения и животные, и т.п.) Знание основных правил поведения человека в экосистемах, обеспечивающих сохранение их целостности. Освоение элементарных предметных понятий: «человек», «сезон как время года», «живое», «неживое», «природа». Познавательные и речевые умения. Использовать наблюдение как способ познания: принимать цель наблюдения и ставить ее самостоятельно, использовать в наблюдении сенсорные и интеллектуальные способы. Элементарно планировать ход наблюдения, делать выводы.Использовать элементарную поисковую деятельность: принимать и ставить самостоятельно познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные способы проверки предположений, опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения. Формулировать выводы, делать маленькие «открытия». Сравнивать объекты и явления природы по признакам сходства и различия. Классифицировать объекты и явления по существенным основаниям. Моделировать характерные и существенные признаки, частные и общие связи, понятия. Самостоятельно применять знания о природе при анализе новых ситуаций. Устанавливать связи разной степени сложности и содержания: структурно-функциональные, причинные, пространственные, временные и др. Связно рассказывать о наблюдаемых явлениях природы, объяснять их, составлять творческие рассказы и сказки на природоведческие (экологические) темы, использовать речь-доказательство. Практические умения. Поливать растения, рыхлить почву, очищать листья от пыли, используя известные способы и учитывая особенности растений. Правильно размещать их по отношению к свету (в зависимости от потребностей). Выкапывать клубни, луковицы, корневища, корнеплоды. Размножать растения семенами, луковицами, черенками, рассадой и другими способами. Пропалывать и окучивать растения цветника и огорода. С помощью воспитателя менять воду в аквариуме. Заботиться о животных. Кормить, поить, мыть клетки, чистить их. Создавать условия, близкие к природным. Подкармливать птиц осенью и зимой. Собирать для них семена сорных трав. Участвовать вместе со взрослыми в доступных способах природоохранительной деятельности. Отношение к природе. Проявлять любознательность, стремление глубже познать явления природы, интерес к овладению способами познания. Гуманно относиться к живому (друг к другу, взрослым, старшим людям, к растениям и животным). Стремиться создать благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе. Эмоционально откликаться, проявлять эстетические переживания в процессе общения с природой.

^ Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок различает и называет большое число животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Понимает состояние объекта и среды. Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднение. Трудовые процессы выполняет не самостоятельно, качество труда низкое. Проявление гуманного отношения ситуативно. Познавательное отношение неустойчиво, связано с яркими, привлекающими внимание событиями.

Средний . Ребенок различает большое число объектов природы, вычленяет характерные и под руководством педагога -

Существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен.

Высокий. Ребенок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит ее красоту.

Направление познавательно – речевое развитие.

Образовательная область «Коммуникация»

^ РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ДЕТЕЙ

В, И. Логинова, О. Н. Сомкова

В старшем дошкольном возрасте дети достаточно свободно владеют родным языком. Это связано с большим (по сравнению с предшествующим периодом) опытом детей, с развитием их интеллектуальных способностей: умением устанавливать многообразные связи, легко оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы. Интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений определяет новый преобладающий тип общения. Общение становится способом познания норм поведения, способом определения настроения и эмоционального состояния человека, способом познания своего собственного внутреннего мира. Для детей этого возраста характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих и развитие контроля за точностью своего высказывания.

Характерны многочисленные упражнения детей старшего дошкольного возраста в использовании языка. Они активно экспериментируют со словом, видоизменяя его и придумывая новые слова, с удовольствием включаются в творческую речевую деятельность по придумыванию загадок, сказок, рассказов. Новым приобретением ребенка становится интерес к речи как особому объекту познания: его интересует звучание и значение слова, его звуковая форма, сочетание и согласование слов в речи. Этот интерес может быть направлен на решение задач по подготовке к обучению грамоте. Стремление детей старшего дошкольного возраста привлечь к себе внимание собеседников выражается в попытках сделать свою речь выразительной, экспрессивной. В этом возрасте ребенок не только может пользоваться речевыми интонационными средствами, но и способен освоить типичные для языка средства выразительности, такие как эпитет, сравнение, метафора. К старшему дошкольному возрасту проявляются существенные индивидуальные различия в уровне речи детей. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связности и грамматической правильности, по способности детей к творческим речевым проявлениям.

^ Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста:

Развитие речевого творчества, выразительности речи;

Развитие индивидуальных способностей к речевой деятельности;

Подготовка к обучению чтению.

^ Представления, умения, навыки Развитие связной речи. Обсуждать проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей, давать аргументированные оценки. Участвовать в коллективных разговорах, использовать принятые нормы вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос, строить свое высказывание кратко или распространенно, ориентируясь на задачу общения). Разрешать споры и конфликты в соответствии с правилами общения (аргументированно исправлять ошибочные суждения сверстников, не ущемляя их достоинства). Знать способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращаться по имени, имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным, дружелюбным тоном). Главной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи. Дети овладевают умениями:

Пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;

В рассказах сверстников;

Пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;

В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов; с помощью взрослого находить существенные признаки предметов, устанавливать иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа; использовать разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения);

Сочинять сюжетные рассказы по картине, из опыта, по игрушкам; с помощью воспитателя строить свой рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация (момент наивысшего напряжения), развязка (окончание);

Различать литературные жанры: сказка, рассказ, загадка, пословица, стихотворение;

В составленном повествовании отражать характерные особенности жанра; придумывая сказки, пользоваться свойственными жанру средствами выразительности и знаниями об особенностях сюжета (зачин и окончание сказки, присказка, троекратные повторы, победа добра над злом, волшебные предметы, герои, превращения и т.д.);

Проявлять интерес к самостоятельному сочинению, создавать разнообразные виды творческих рассказов (в старшей группе

Придумывание продолжения и конца к рассказу, рассказы по аналогии, рассказы по плану воспитателя, по модели; в подготовительной группе

Рассказы, сказки на тему, предложенную воспитателем, моделирование рассказа, придумывание диафильмов,

Рассказы по «кляксографии», по пословицам и т.д.);

В творческих рассказах проявлять индивидуальные способности к творческой речевой деятельности;

Уметь внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно, конструктивно исправлять их;

В старшем дошкольном возрасте осваивать формы речи- рассуждения: объяснительную речь, речь-доказательство, речь- планирование. В подготовительной группе пытаться самостоятельно использовать эти речевые формы на занятиях и в повседневной жизни. Развитие словаря. Активно владеть бытовым словарем; точно и правильно использовать слова, обозначающие названия предметов быта и природы, их свойства и качества, строение, материал и его особенности. Продолжать осваивать слова, обозначающие более тонкое дифференцирование цвета (розовый, бежевый, зеленовато-голубоватый и т.д.), формы, размера и других признаков объекта. Самостоятельно пользоваться необходимыми для выявления качеств и свойств предметов обследовательскими действиями, называть их {погладил, подул, смял, взвесил на руке, понюхал и т.д.). Ведущим содержанием словарной работы в старшей и подготовительной группах является освоение детьми осознанного использования слов, обозначающих видовые и родовые обобщения. Уметь сравнивать предметы, находить существенные признаки, объединять на их основе предметы, что помогает перейти от простого использования звуковой формы слова к осознанию его истинного содержания. Понимать причины объединения в одну группу предметов

Посуды, мебели, одежды, обуви, головных уборов, постельных принадлежностей, транспорта, овощей, фруктов и др. В подготовительной группе

Овладевать операцией деленияосвоенных понятий на группы на основе выявленных признаков: посуда

Кухонная, столовая, чайная; одежда, обувь

Зимняя, летняя, демисезонная; транспорт

Пассажирский и грузовой; наземный, воздушный, водный, подземный и т. д. Овладение понятийным содержанием слова позволяет детям перейти на новый уровень понимания и использования слов

В их переносном, иносказательном значении. Это является условиемдля освоения детьми средств языковой выразительности:

На шестом году жизни находить в текстах литературных произведений и создавать свои образные сравнения, эпитеты;

В подготовительной группе знакомиться с более сложными средствами языковой выразительности - полисемией, олицетворением, метафорой;

Использовать средства языковой выразительности при сочинении загадок, сказок, стихов.

Обогащение словаря детей 5-6 лет связано с возрастанием их интереса к явлениям и событиям социальной жизни, к человеку с его внутренним миром и внешним поведением. В процессе знакомства детей с трудом людей разных профессий их словарь пополняется названиями предметов и инструментов труда, техники, помогающей в работе, трудовых действий и качества их выполнения. Анализируя поведение и состояние литературного героя, ребенок начинает понимать, использовать в речи слова, обозначающие личностные характеристики (честность, справедливость, доброта, заботливость, верность и т.д.), состояния и настроения, внутренние переживания человека. Грамматическая правильность речи. К старшему дошкольному возрасту

Пользоваться всеми основными грамматическими формами речи. Главная задача воспитателя - упражнять детей в правильном использовании освоенных грамматических форм для точного выражения мыслей и продолжать знакомить их со сложными случаями использования русской грамматики. Замечать грамматические ошибки в речи сверстников и исправлять их; самостоятельно использовать грамматические формы. Образовывать слова, пользуясь суффиксами, приставками, соединением слов (сложные слова); придумывать предложения с заданным количеством слов; вычленять количество и последовательность слов в предложении. К концу дошкольного возраста уметь самостоятельно употреблять разные типы предложений (простые, сложносочиненные, сложноподчиненные) в соответствии с содержанием своего высказывания. Звуковая культура речи. В старшем дошкольном возрасте акцент в работе над звуковой культурой речи детей смещается от обучения правильному произношению звуков к обучению звуковому анализу слов. Чисто и правильно произносить все звуки родного языка. Упражняться в правильном звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения. Читая стихи, пересказывая литературные произведения, пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением. Подготовка к обучению грамоте. Закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги и производить звуковой анализ слов (это становится основой для ознакомления детей с буквами и обучения чтению). Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства: схему звукового состава слова, фишки, интонационное выделение звуков в слове. Учиться анализировать четырех-, пяти звуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа). Знакомиться с ударением: выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове. Понимать и использовать в речи термин «предложение», составлять предложение из 3-4 слов, делить предложение на слова, называя их по порядку.

^ Уровни освоение программы

Низкий . Ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого. Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа. В творческом рассказывании

Едостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников). Словарный запас беден. Ребенок затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью-доказательством. Допускает отдельные грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении. Речь недостаточно выразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги. Затрудняется в определении ударения.

Средний . В рассказе ребенок допускает пропуски, логические ошибки, но сам их исправляет при помощи взрослых

И сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нем. В построении предложений не

Затрудняется, грамматические ошибки редки. Аргументирует суждения и пользуется формой речи-доказательства с помощью взрослого. Речь чистая, правильная; ребенок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Регулирует силу голоса, но выразительность речи недостаточна. Самостоятельно производит анализ четырех звуковых слов.

Высокий. Ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении - делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов,

Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный - согласный, твердый - мягкий, ударный - безударный гласный, место звука в слове).

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

^ РЕБЕНОК В МИРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И МУЗЫКИ.

Л. М. Гурович, Н. А. Курочкина, А. Г. Гогоберидзе, Г. В. Курило

Ребенок и книга

Старший дошкольный возраст - качественно новый этап в литературном развитии дошкольников. В отличие от предшествующего периода, когда восприятие литературы было еще неотделимо от других видов деятельности, и прежде всего от игры, дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, к литературе в частности. Это проявляется в пристальном внимании детей к содержанию произведения, способности и желании постигать его внутренний смысл. Возникает устойчивый интерес к книгам, тяготение к постоянному общению с ними, стремление к знакомству с новыми произведениями. Характерным становится избирательное отношение к произведениям определенного содержания и стиля (сказочным, приключенческим, природоведческим, историческим, лирическим,

^ Уровни освоения программы:

Низкий . Ребенок предпочитает слушанию чтения другие занятия. При восприятии литературного произведения устанавливает связи между отдельными фактами без проникновения в подтекст. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Ребенок пассивен при обсуждении книги, в драматизациях и других видах художественной деятельности. Положительно откликается на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывает.

Средний. Ребенок способен устанавливать наиболее существенные связи в текстах с динамичным содержанием, испытывает затруднения при слушании более сложных видов произведений (познавательная книга, лирическое стихотворение, басня и др.). Обращает внимание на действия и поступки героев, но игнорирует их внутренние переживания. Охотно принимает участие в играх, драматизациях, литературных развлечениях как исполнитель, но не проявляет творческой инициативы.

Высокий . Ребенок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра. Способен устанавливать наиболее существенные связи в произведении, проникать в его эмоциональный подтекст. Верно осознает мотивы поступков героев, видит их переживания, мысли, чувства. Проявляет внимание к языку литературного произведения. Активно проявляет себя в разных видах художественной деятельности, творчески активен.

Круг детского чтения старшего дошкольника богат по составу и содержанию. Сюда входят, прежде всего, произведения мирового фольклора, классическая русская и зарубежная детская литература. Кроме того, в круг чтения дошкольников входят произведения современных писателей всего мира. Этот круг постоянно пополняется новыми талантливыми именами и прекрасными детскими книжками В наши дни созданы сборники хорошо, профессионально отобранных произведений поэзии и прозы для детей, книги для чтения, хрестоматии. Поэтому мы, не предлагая конкретного перечня книг для чтения детям старшего дошкольного возраста, приведем названия некоторых наиболее интересных литературных сборников, которые помогут воспитателю найти нужное произведение, дадут возможность подойти к выбору книг творчески, в соответствии с читательскими интересами детей группы, а также личным педагогическим опытом.

1. Веселая школа для дошколят. Стихи, рассказы, пословицы для тех, кто хочет научиться писать и считать.- Пермь, 1989.

2. Волшебный мир. Сказки зарубежных писателей.- СПб.: Человек, 1993.

3. Все наоборот. Небылицы и нелепицы в стихах / Сост. Г. Кружков- М., 1992.

4. Золотая книга лучших сказок мира.- М.: Терра, 1992.

5. Литература и фантазия / Сост. Л.Е.Стрельцова.- М., 1992.

6. Поезд стихов. Из зарубежной поэзии для детей.- М., 1974.

7. Русская поэзия детям / Сост. Е.О.Путилова.- Л., 1989.

8. Самый счастливый остров - М.: Малыш, 1992.

9. Стихи о Петербурге для детей.- СПб., 1994.

10. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. З.Я.Рсз и др.- М: Просвещение, 1990.

11. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост. Н.П.Ильчук и др. - М: Просвещение,1999.

Направление Художественно-эстетическое развитие.

Образовательна область «Художественное творчество»

Изобразительное искусство и художественная деятельность детей

Задачи педагога:

Развивать устойчивый интерес, эмоционально-эстетические чувства, вкусы, оценки и суждения, общечеловеческие, эмоционально- нравственные ориентации на проявления эстетического в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера;

Способствовать пониманию различных положительных и отрицательных, ярких и переходных эмоциональных состояний, проявляемых не только близкими, но и окружающими ребенка людьми, умению соответственно реагировать на них, сопереживая и высказывая к ним свое отношение;

Подводить детей к пониманию того, что искусство отражает окружающий мир и художник изображает то, что вызвало его интерес, удивление. Обращать их внимание на то, что искусство окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость, к нему следует бережно относиться;

Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются и расширяются. Учить соотносить настроение образов, выраженных разными видами искусств. Дети знакомятся с разными художественными профессиями, а также с индивидуальной манерой творчества некоторых художников, графиков, скульпторов. Через художественные образы, обращенные к чувствам и сердцу, дети приобретают ориентации в общечеловеческих ценностях. Продолжается развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия, «насмотренности» подлинно художественных произведений искусства, умения высказывать доказательные суждения и оценки увиденного, включать познанное - через искусство и ознакомление с окружающим

В собственную эстетическую и художественную деятельность. Развиваются и совершенствуются навыки и умения

Изобразительного, декоративного, конструктивного и оформительского творчества, внесения его результатов в художественное оформление окружающей среды.

^ Изобразительное искусство Представления, навыки, умения, отношение . Декоративно-прикладное искусство. Представления о разнообразных произведениях русского народного декоративно-прикладного искусства и искусства других народов -- Украины, Белоруссии, Татарстана, Латвии и др.; о назначении и особенностях этого искусства (яркость, нарядность, обобщенность, стилизация, декоративность, которая проявляется как в цветном декоре, так зачастую и в конструкции самого предмета), связи особенностей с назначением предмета, традиционности образов, узоров и орнаментов, их связи с природой, народным бытом, культурой, традициями и обычаями. Виды прикладного искусства, его объекты и средства выразительности становятся разнообразнее и сложнее. Это игрушки

Из глины (наряду с дымковской, каргопольской, филимоновской, тверской, оятской, детей знакомят с рязанской, жбанни-

Ковской, Гриневской, скопинской, абашевской русской, а также с белорусской, молдавской, татарской, таджикской, узбекской и другими видами); игрушки из дерева, щепы, соломы, папье- маше (полхов-майданская, вологодская, крутецкая, загорская, богородская, ермиловская); предметы быта из бересты (печорские, мезенские, пинежские, олонецкие шкатулки, посуда, разделочные доски, прялки и др.); росписи и резьба Городца, Хохломы, Палеха; керамическая посуда Пскова, Новгорода, Гжели, Украины, Молдавии, Узбекистана и др.; кружево (вологодское, вятское, елецкое, киришское и др.); вышивка из разных областей России, Украины; ткачество и ковроткачество разных республик; плетение, аппликация, оригами, чеканка Дети различают виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Декоративно-оформительское искусство. Представление о назначении этого искусства, его особенностях. Навыки оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок своих работ. С помощью взрослого дети готовят костюмы, декорации к театрализованным представлениям и праздникам, оформляют группу, зал, участок детского сада. Графика. Представления о графике, ее видах (книжная графика, станковая, прикладная, плакат), средствах выразительности, назначении иллюстрации (сопровождать литературный текст); особенностях языка книжной графики (выразительность линий, штрихов, пятен, передающих особенности форм, движения, жестов, поз, мимики; цвет как способ передачи состояния, настроения героев и отношения к ним автора; композиция не только листа книги, но и макета ее в целом). Представление о специфике труда художников-иллюстраторов, творческой манере некоторых. Понимание того, что художник, создавая иллюстрацию, учитывает жанр литературного произведения (сказка, юмористическое произведение или потешка) и использует разные средства выразительности. Представления об индивидуальной манере творчества художников- сказочников, иллюстраторов «веселой» книги, художников-анималистов и др. Создание собственных иллюстраций к сказкам, рассказам и другим произведениям; знакомство со станковой и прикладной графикой, плакатом. Живопись. Закрепляются и углубляются представления о жанрах живописи и ее средствах выразительности: рисунок как передача характера образа, движения или статики, позы, жеста, мимики; цвет как средство передачи настроения, состояния или отношения художника к изображаемому; композиция как выделение главного, построение изображения, его планов; материал и способы его использования для передачи выразительности образа. Натюрморт. Изображение предметов одного порядка, смешанный, сюжетный, натюрморт как часть других жанров живописи. Пейзаж. Ландшафт - природа в разные сезоны и времена суток, не только в их ярких проявлениях, но и в переходных; городской, архитектурный, морской и водный, индустриальный, горный и космический. Представления о разных видах натюрморта и пейзажа не только по их содержанию, но и по средствам выразительности: написанных в теплой, холодной, контрастной гамме, передающих определенное настроение, состояние и по характеру могущих быть лирическими, торжественными, эпическими, декоративными и т.д.; разными и по композиции, и по способам изображения (реалистически-обобщенными, реалистическими с подробной деталировкой, декоративными). Портрет и его виды: автопортрет, детский портрет, парадный, семейный, социальный, исторический и др. Умение внимательно рассматривать лицо, мимику, руки, позу портретируемого, чтобы понять внутреннее состояние, настроение человека, его социальную характеристику; цветовую тональность изображения, передающую настроение, состояние человека, композицию портрета. Жанровая живопись, ее виды: сказки, былины, спорт, батальная живопись, картины о труде людей, о животных, на бытовые сюжеты. Умение устанавливать в картине многообразные связи как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Скульптура . Дети знакомятся с монументальной, декоративной, станковой скульптурой, объемной и рельефной. Продолжают узнавать специфику этого вида искусства как искусства создавать объемные образы человека и животных. Понимают назначение скульптуры, ее средства выразительности: материал, технику его обработки, композицию - динамику и статику - силуэт, устойчивость конструкции, постамент. Получают представления о специфике труда скульптора, используют полученные знания в собственной деятельности. Архитектура. Представления об архитектуре как искусстве создавать сооружения, их комплексы, необходимые людям для жизни и деятельности, о разных видах архитектуры (промышленные, общественные, жилые здания; сооружение мостов, оформление площадей, набережных, памятников), об особенностях архитектуры, ее функциях (польза, прочность, красота). Польза связана с назначением сооружения (функциональность), отсюда - особенность конструкции; прочность означает то, что конструкция должна быть устойчивой, надежной, удобной для людей (например, широкий, прочный фундамент у здания, устойчивость стен и перекрытий); сооружение должно быть красивым и хорошо вписываться в окружающую среду. Роль материала, из которого строится здание, величина и протяженность объемов, расположение их по вертикали и горизонтали, использование различных архитектурных украшений (колонны, портики, арки, решетки, скульптуры, монументальная живопись, мозаика и др.). Детей подводят к пониманию типичного, обобщенного образа сооружения (например, все дома имеют цоколь, стены, крышу, двери, окна) и характерного, индивидуального (Московский Кремль, Адмиралтейство, Большой театр и др.). На экскурсиях, прогулках дети знакомятся с архитектурой своего города, рассматривают фотографии, иллюстрации, изображающие различные сооружения, приобретают практические умения (строить из имеющегося в группе материала здания, мосты, улицы города, бытовые сооружения), используют полученные знания в рисовании, аппликации, лепке.

^ Художественная деятельность детей Представления, изобразительные навыки, умения, отношение.

Закрепляются и совершенствуются представления, а также умения и навыки изображения, украшения, постройки. Развивается самостоятельность, инициатива, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания об искусстве, происходит освоение способов изображения, украшения, постройки, изобразительных и технических навыков и умений. В изображении предметного мира дети добиваются определенного сходства с реальным объектом, особенно при изображении с натуры: передают как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов. Выразительность образа достигается не только через большее сходство в форме, пропорциях, но и передачей характерных поз, динамикой или статикой, жестом, мимикой, существенными деталями. Совершенствуется умение использовать цвет как средство передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому или выделения в картине главного. Дети осваивают свойства цвета (теплая, холодная, контрастная или сближенная гамма), красоту ярких, насыщенных и мягких, приглушенных тонов, прозрачность и плотность цветового тона. При изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности, применяя различные средства выразительности - рисунок, цвет, композицию. В сюжетном изображении (рисование, лепка, аппликация) - умения выделять главное, передавать взаимосвязь между объектами, используя все средства выразительности, и особенно композицию; изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта; создавать сюжетные изображения с натуры. В декоративной деятельности - умения применять полученные знания о декоративном искусстве, создавать нарядные, обобщенные, условные, стилизованные образы, украшать предметы с помощью орнаментов и узоров растительного и предметного характера, используя ритм, симметрию в композиционном построении. (Плоскость, которую украшают дети, может быть и объемной.) Умение стилизовать реальные образы, подчеркивая в предмете основное, характерное, опуская детали, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям, а также росписям других народов. Совершенствовать технические навыки и умения в различных видах искусств: умения использовать разнообразные материалы и инструменты, способы деятельности с целью создания выразительного образа; применять новые изобразительные материалы и инструменты (сангина, пастель, разнообразные мелки, акварель, тушь, перо, палитра, кисти разных номеров); создавать новые цветовые тона и оттенки путем составления, разбавления водой или разбеливания, добавления немного черного тона в другой цветовой тон; пользоваться палитрой, техникой кистевой росписи. Осваивать новые способы работы акварелью и гуашью (по сырому и по сухому), способы различного наложения цветового пятна, работы пером, тушевка, штриховка, гратография, оттиск, создание эскиза, наброска карандашом или кистью. В аппликационных работах - использовать разнообразные материалы: бумагу разного качества, ткань, природные материалы (засушенные листья, цветы, соломка, кора деревьев, пух, семена растений и др.). (Ножницы становятся изобразительным инструментом). Осваивать технику симметричного, силуэтного, многослойного и ажурного вырезывания, более эффективного способа получения сразу нескольких форм, разнообразные способы прикрепления материала на фон, получения объемной аппликации. Применять технику обрывания для получения целостного образа или создания мозаичной аппликации; последовательно работать над сюжетной аппликацией. В лепке при создании объемных и рельефных изображений употреблять различные стеки, штампы, материалы для крепления удлиненных, вытянутых форм. Использовать такое средство выразительности, как постамент, объединяющий образы в сюжетной лепке или придающий им большую выразительность, законченность (например, вылепленную лягушку можно посадить на такой же листочек). Конструирование из готовых геометрических объемных форм и тематических конструкторов. При создании различных сооружений, построек применять полученные при ознакомлении с архитектурой знания. Создавать разнообразные варианты построек жилищного, общественного и промышленного характера, мосты, различный транспорт, придумывать сюжетные композиции: улицы города, автовокзал и др. Знать некоторые закономерности создания прочного, высокого сооружения (устойчивость форм в фундаменте, точность их установки, легкость и устойчивость перекрытий, зависимость конструкции от назначения); уметь использовать архитектурные украшения: колонны, портики, шпили, решетки и др. Придавать формам устойчивость, заменять детали, совмещать их для получения нужных форм. Создавать сооружения по схемам, моделям, фотографиям, по заданным условиям. Конструирование из бумаги. Создавать интересные игрушки для игр с водой, ветром, для оформления помещений в праздники, для игр-драматизаций, спортивных соревнований, театральных постановок и др.; осваивать обобщенные способы конструирования. Конструирование по типу оригами - сгибать лист бумаги определенной формы (прямоугольник, квадрат, треугольник) пополам, совмещая углы и противоположные стороны: квадрат

По диагонали, в треугольной форме - отгибая углы к середине противоположной стороны. Самостоятельно создавать

Одним способом разнообразные игрушки. Создавать образы путем закручивания полосок, круга в конус (тупой конус), полукруга в конус (острый), закручивания прямоугольника в цилиндр. (Каждый способ дает возможность создавать разнообразные интересные игрушки). Изготавливать объемные конструкции из готовых разверток, читать условные обозначения и точно следовать им. Осваивать способы изготовления предметов путем переплетения полосок из различных материалов, а также в технике папье-маше. Конструирование из природного материала. (Оно развивает воображение детей, учит внимательно вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы, которые можно совершенствовать путем составления, соединения различных частей, при этом используются разнообразные соединительные материалы - проволока, пластилин, клей, нитки и т.д.) Осваивать способы работы различными инструментами: ножницами, иголками, шилом, линейкой и др. Планировать свою работу как в индивидуальной деятельности, так и при коллективном творчестве. Осваивать способы конструирования из различных бросовых материалов: спичечных коробков, катушек, пластмассовых банок, клубков ниток и т.д.

^ Уровни освоения программы

Низкий. Ребенок проявляет интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства,

Замечает общие видовые и характерные признаки предметов, живых объектов и явлений. Видит и понимает эмоциональные состояния (наиболее ярко выраженные) окружающих, а также художественных образов, сопереживает им. Виды, жанры и средства выразительности изобразительного искусства не выделяет. Понимает, для чего предназначено искусство, как относятся к нему люди; соотносит воспринятое с личным опытом. При активном побуждении взрослого может общаться по поводу воспринятого, эмоционально, образно высказывать свои суждения.

Владеет техническими и изобразительными навыками и умениями, но пользуется ими еще недостаточно осознанно и самостоятельно. Творчество не проявляет.

Средний. Ребенок проявляет интерес и потребность в общении с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства, испытывает радость от встречи с ним. Видит характерные признаки объектов и явлений окружающего мира.

Различает виды искусства по их жанрам, средствам выразительности. Имеет представление о творческом труде художников, скульпторов, графиков, видит особенности творческой манеры некоторых из них. Может самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, соотносить воспринятое со своим опытом, чувствами и представлениями. Общается по поводу воспринятого со сверстниками, взрослыми. Использует в собственной деятельности средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа. Проявляет самостоятельность, инициативу и творчество.

Высокий . Ребенок обнаруживает постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей

Действительности и произведениях искусства, испытывает удовольствие и радость от встречи с ним. Видит общие, типичные, видовые, характерные и индивидуальные признаки предметов, живых объектов и явлений действительности. Видит и понимает разнообразные эмоциональные проявления в окружающем мире, а также в художественных образах, за внешним выражением переживаний видит внутреннее состояние, настроение, сопереживает им. Знает различные виды и жанры изобразительного искусства, видит их особенности; рассказывает о профессиях художника, скульптора, графика, декоратора, архитектора, об особенностях их творческого труда. Помнит имена некоторых из них, их конкретные произведения. Может соотносить образы изобразительного искусства с образами других искусств: музыки, танца, поэзии, литературы, балета и др., сопоставлять и находить в них внутреннее созвучие, сходство и различие по настроению, состоянию и др.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Промышленновский детский сад «Радуга»

«Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей

Материал подготовил: учитель-логопед

Назаркина А.Ю.

Промышленная, 2013г

Основное направление развития речи детей пятого года жизни – это освоение связной монологической речью. Дети среднего дошкольного возраста начинают активно осваивать способы словообразования. Словарь ребёнка обогащается словами, обозначающими качества предметов, их действия. Дети учатся подбирать слова с противоположными значениями, сравнивают предметы и явления. В этом возрасте начинается «взрыв» словотворчества. Дети начинают употреблять слова в различных грамматических категориях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Осваивается умение строить описательное и повествовательное высказывание. В речи детей пятого года жизни формируется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура, звуковая сторона речи, т.е. умения и навыки, необходимые для дальнейшего развития речи.

У детей пятого года жизни отмечается большое тяготение к рифме. Ребёнок охотно подбирает и рифмует слова. Это занятие способствует развитию речевого слуха. Однако, речь детей этого возраста отличается подвижностью и неустойчивостью. Ребёнок может ориентироваться на смысловую сторону слов, однако объяснение значения вызывает затруднения.

Речь детей шестого года жизни характеризуется повышением уровня развития речи. Накапливается значительный запас слов, расширяется качественная сторона речи, т.е. сходные или противоположные по значению понятия, а так же многозначных. В этом возрасте формируется важнейший этап речевого развития – этап усвоения грамматической системы языка и вырабатывается умение контролировать свою речь.

В этом возрасте формируется потребность в диалоге, развивается диалогическая речь. Развивается умение подбирать нужное содержание и форму его выражения.

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего возраста является активное усвоение разных типов текстов – описание, повествование, рассуждение. Дети учатся пользоваться интонационными средствами выразительности, пользоваться грамматическими категориями словообразования и словоизменения.

В связи с этим возникают трудности в правильном образовании грамматических категорий. Затруднения в построении сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи предложений в высказывании

Основной целью работы педагогов дошкольного образования состоит в том, чтобы научить детей пользоваться диалогической и монологической речью как формой речевого общения.

Диалогическая речь – это один из компонентов связной речи. В процессе образовательной деятельности над этой формой работы у детей формируются представления о структуре высказывания, использования средств связи слов и предложений, обеспечивающие его целостность, его логическую последовательность. Также дети упражняются в построении предложений типичным способом форм словообразования и словоизменения. В диалогической речи совершенствуются и другие важные компоненты – речевой слух, правильное звукопроизношение, интонационная выразительность, закрепляются навыки правильной выразительной речи.

Большое значение для полноценного речевого развития детей имеет работа вне основной образовательной деятельности: на прогулках, в утренние и вечерние часы в группе и дома. Вне образовательной деятельности прежде всего следует создавать условия для речевой активности каждого ребёнка во время игры, в режимных моментах, в быту.

Чтобы обеспечить полноценное развитие словаря, необходимо наряду с повседневными упражнениями шире использовать моменты повседневной жизни, которые предоставляют большие возможности для закрепления речевых навыков. Для достижения этих целей логопеду и педагогам речевой группы необходимо вести тесную взаимосвязь с родителями детей речевой группы, сотрудничество и поддержку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по курсу «По дороге к азбуке». Комплексная программа воспитания и развития «Детский сад 2100»

Мы знаем, что большое значение в развитии ребёнка имеет речь. Основная цель работы в данном направлении - формирование правильной, грамотной речи, развитие которой осуществляется в различных вид...

Создание условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста (по программе «Развитие» Л.А. Венгера, О.М. Дьяченко)

В работе педагогов из МБДОУ "ДС "Дельфин" по программе «Развитие» используется прием наглядного моделирования, где дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качеств...

"Речь как реченька" методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Екжановой. – М.: Изд-во МГПУ. 2006 – 84 с.

«Речь как реченька» - методическое пособие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста, имеющих различные, зачастую слабовыраженные, проблемы в становлении их речевой деятельности. Оно...

Консультация для родителей

«Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Дети и театр».

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Основные задачи

Поэтапное освоение детьми различных видов творчества

по возрастным группам

Последовательно знакомить детей всех возрастных групп с различными видами театра(кукольный, драматический)

Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа.

Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения

Игра наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа.

Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках, выражения впечатлений, знаний и эмоций.

Ни с чем не сравнимую радость вызывает у дошкольников праздничные, радостные представления. Дети очень впечатлительны, особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления детям инсценировка художественного произведения помогает ярче и правильнее его воспринимать.

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Умело поставленные воспитателем вопросы при подготовке к игре побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Виды театра в детском саду

*настольный театр

Театр из поролона

Пальчиковый театр

Театр би-ба-бо

Театр на фланелеграфе

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот, что необходимо ребёнку». Развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых.

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные:

С художественным образованием и воспитанием детей;

Формированием эстетического вкуса;

Нравственным воспитанием;

Развитием коммуникативных качеств личности;

Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи;

Созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное в обыденном.

Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих художественный вкус детей.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.

Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам.

Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Театрализованная деятельность не входит в систему организованного обучения детей в детском саду. Педагоги используют ее в работе в основном для развития творческого потенциала детей и чаще всего как инсценировку к празднику, а в повседневной жизни - достаточно бессистемно, эпизодически, по своему усмотрению, зачастую, для того, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее. Тем не менее, этот вид деятельности таит в себе большие возможности для решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка, которые в той или иной мере решаются сегодня в процессе организованного обучения

Задачи образовательных направлений.

В сфере познавательного развития:

Развитие разносторонних представлений о действительности;

Наблюдение за явлениями природы, поведением животных;

Развитие памяти; воображения,

Обучение умению планировать свои действия для достижения результата

В сфере социального развития:

Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

Воспитание культуры познания взрослых и детей;

Воспитание эстетически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе;

Развитие эмоций;

В сфере речевого развития:

Содействие развитию монологической и диалогической речи;

Обогащение словаря, образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов;

Овладение выразительными средствами общения;

В сфере развития движений:

Согласование действий и сопровождающей их речи;

Развитие умения воплощать в творческом движении настроение, характер, и процесс развития образа;

Поддержка становления музыкально-двигательной импровизации в этюдах, выразительного исполнения основных видов движений.

Каким образом эти задачи можно решить в рамках театрализованной деятельности?

.* Познакомить с разными видами театров;

.* знакомство с текстом художественного произведения;

.* освоение выразительных средств передачи образа;

.* изготовление макетов, атрибутов, декораций;

.* проигрывание содержания на макете;

.* организация театральной постановки;

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Упражнения для социально-эмоционального развития детей;

Коррекционно-развивающие игры; упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения (« учись владеть своим телом»), образные упражнения;

Упражнения на развитие детской пластики;

Ритмические минутки (логоритмика);

Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

Театральные этюды;

Отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами ее драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит), и т.д.

Одним из условий успешного освоения детьми театрализованной деятельности, совершенствования речи является эффективное взаимодействие воспитателя с родителями. Именно в семейных условиях можно уделить ребенку достаточное внимание в зависимости от особенностей его развития, склонностей, читательских интересов и др. С мамой можно послушать сказку в исполнении мастеров художественного чтения, рассмотреть иллюстрации к литературному произведению, обсудить сказочный персонаж.

Таким образом, театрализованная игра оказывает влияние на развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в том случае, если будет вызывать интерес и желание включиться в игру, а также будет учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.


1.4. Основные направления работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Основные задачи развития речи - воспитание звуковой
культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого
высказывания - решаются от группы к группе, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение каждой
задачи, и меняются методы обучения.

Речевые задачи по отношению к детям старшего дошко-
льного возраста включают те же разделы, что и в предыдущих
возрастах, однако усложняется каждая задача, как в смысле со-
держания, так и в методике обучения.

А) Воспитание звуковой культуры речи,

Основная задача работы по усвоению и правильному
произношению всех звуков родного языка - дальнейшее со-вершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой,
правильной, выразительной речи.

Б) Словарная работа.

Продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умения детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь
детей вводятся слова, обозначающие материал, из которого
сделан предмет (дерево, металл, стекло), широко используются
загадки и описание предметов, их свойств Качеств, действий.
Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной
слова, расширению запаса синонимов и антонимов, формированию умений употреблять слова, наиболее точно подходящие
к ситуации,

Для обогащения и уточнения словаря используют следующие приемы~;

А) воспитатель называет предмет, действие, качество, интонационно выделяя новое слово, и прелагает повторить его;

б) детям предлагается поразмышлять над новым словом
(Стоял погожий осенний день, - начинает воспитатель свой
рассказ и интересуется - Как вы думаете, какой это был день?);

в) дошкольникам предлагают на выбор несколько характеристик предметов и просят, ориентируясь на его внешний
вид, выбрать ту, которая им кажется более точной.

К приемам активизации словаря, наиболее часто используемым в работе с детьми старшего дошкольного возраста, от-
носятся следующие;,

а) вопросы к детям (Что это? Какой? Что делает? Где? Когда? Как?

б) словесные дидактические упражнения; «Кто скажет
точнее?», «Кто расскажет подробнее?». «Кто скажет иначе?»
(упражнение на подбор синонимов), «Скажи, наоборот" (на ис-
пользование антонимов) "

в) дидактическая игра «Отгадай загадку», При этом вос-
питатель не только загадывает детям загадки, но и побуждает
их, ориентируясь на предмет, картинку, придумывать свои. Разновидностью этой игры является игра «Вершки-корешки.> Де-
ти по ботве определяют овощ или же к овощу подбирают бот-
ву"

" г) дидактические игры на группировку и квалификацию

предметов. Они могут быть словесными с использованием на-
глядного материала. В качестве примеров можно назвать сле-

дующие: «Что лишнее? "Назови одним словом "(клещи, молоток, рубанок, пила- это инструменты), "Ничего не забудь",
"Продолжи сам" и т.д. Помня, что основой группировки и клас-
сификации является сравнение, в работе с детьми необходимо
использовать игры типа "Похожи-непохожи" (апельсин и ли-
мон, корова и лошадь). При формировании умения сравнивать особое внимание обращается на выделение признаков сходства и, прежде всего главного признака (это фрукты, это животные, это деревья)

д) игры - небылицы (Что не так?),
в) формирование грамматического строя речи.

Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных
(особенно среднего рода), образование трудных форм глагола в
повелительном наклонении.

Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать
языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Особое внимание уделяют синтаксической стороне речи
умение строить не только простые распространенные, но и
сложные предложения разных типов.

Составление коллективного письма в «ситуации письменной речи» (ребенок диктует, взрослый записывает) помогает совершенствованию синтаксической структуры предложения.

Формирование синтаксической стороны речи детей является необходимым для развития связной речи.

г) Развитие связной речи.

В пересказывании литературных произведений дети
учатся связно, последовательно и выразительно передавать
текст без помощи взрослых.

Дети упражняются в рассказывании по картинке, по серии сюжетных картин, рассказыванию об игрушках, составляют рассказы из собственного опыта. Занятия по обучению рассказыванию проходят еженедельно. Дополнительно (один-два раза в месяц) планируются дидактические игры и упражнения на формирование монологической речи.

Поскольку все виды работы по развитию связной речи
одинаково важны на данном этапе обучения, количество занятий распределяется между ними равномерно. На каждый месяц
планируются пересказы небольших сказок и рассказов, занятий
по описанию игрушек и приемов; по описанию сюжетных картинок, по составлению рассказов из опыта.

Игры, оказывающие комплексное воздействие на словарь,
грамматику, связность речи, должны быть интересными и увлекательными.

Наряду с играми, имеющие широкое обще развивающее
влияние на речь, в методике имеются дидактические игры. В
них вешаются вопросы активизации, уточнения той или иной

грамматической формы, чтобы помочь детям освоить трудные

формы в словоизменении (родительный падеж множественного
числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в
роде и т.д.), способы образования слов (наименование детенышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов).

Игры и упражнения признаны активизировать детскую
поисковую активность в форме грамматики, воспитывать у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.

Ради словесных приемов словарной работы особое место
занимает лексические упражнения, которые способствуют предупреждению речевых недочетов, активизируют словарь детей.
Они формируют у детей практические навыки: умение быстро, выбрать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составить предложение, различить оттенки в зна-
чении слов.

В старшем дошкольном возрасте в игровой форме ис-
пользуются упражнения на распространение предложений, согласование подлежащего и сказуемого, постановку логического
ударения, на составление предложения по слову, по схеме. Для
этого используют такие игры: "Живые слова", "Надо сказать по-другому", "Какие слова вы слышали" и так далее.

Для совершенствования структуры высказываний важную
роль играет обучение связной речи и рассказыванию, которое
может иметь игровую форму.

Игровую форму обучению может придать сюжет, включение задания - рассказать в сюжетно-ролевую игру: фотовыставка, магазин, киоск открыток, экскурсия по родному городу.
В игре используются такие приемы на вопрос (проблемные вопросы: почему, когда, а что если...), распространение высказываний ребенка, обогащение высказываний ребенка в рассказ,
пересказ начала фразы.


Работающим как в специализированных дошкольных учреждениях, так и в специальных группах общеобразовательных детских садов. Рассмотрим формы организации коррекционно-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. По моему мнению, работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с нарушениями...

Физико-химическим, но и к социальным условиям внешней среды. Так как для дефектолога понимание специфики мотивирующих ощущений и образов разной степени сложности и логики их преемственного развития составляет основу коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми, то очевидна необходимость дальнейших целенаправленных исследований в этом направлении, прежде всего психолого-педагогического...

Ни одного разработанного отечественными учёными метода исследования интеллекта детей с отклонениями. Вышесказанное позволяет называть Г.И. Россолимо один из основоположников отечественной дефектологии. Особую область его деятельности составляли исследования психики больных детей и детей с отклонением в поведении. Им была разработана программа наблюдений за детьми - "План исследования детской души...

Между тем, пожалуй, именно в этом звене отбора обнаруживаются наиболее существенные недостатки. Чтобы правильно оценить современное состояние, положительные стороны и недостатки психологической диагностики в области дефектологии, необходимо рассмотреть эту диагностику в трех планах: теоретическом, методическом и практическом. Рассмотрение в теоретическом плане ведет к выявлению теоретической...